Туристский форум Карелия-2010 Туристический портал



Содержание:
Современные проблемы землеведения
Прогресс набирает темпы
Концепции мобилизма
Океанологический эксперимент
Великий Землевед
Гений Востока
Слава Бируни
Бируни в Индии
Последний период жизни Бируни
Николай Коперник
Коперник – государственный деятель
Заблуждения Птолемея
О вращениях небесных сфер
Где рождается погода?
Корабли погоды
Условия погоды
Профессор Визе
Экспедиционные исследования
От «Челленджера» к «Гломар Челленджеру»
Русские «Витязи» в плавании и на карте
Открытие по предсказанию
Судно стиснутое во льдах
Земля Франца-Иосифа
Путь по дрейфующим льдам
Дальнейшие исследования Земли Франца-Иосифа
Тысячелетия с высоты
Воздушная археология
Следы древних поселений
Аэрометоды
В ледяном груманте
Шпицберген
Белые пустыни
В центре владений Снежной Королевы
В области вечного мороза
Об альпинизме
Какой простор!
Горный туризм
Альпиниады
Подвиг альпинистов
Первая Памирская экспедиция
Вершина взята
В Шуше у подножия Саяна
На юге Красноярского края
В конце позапрошлого столетия
Донецкая Швейцария
Кавказскими тропами
Жемчужина юга
Зубры
Колхида
Европа туристская
По Тюрингии
Тюрингский дух
Леса Тюрингии
«Славянский Рим»
Сердце Кракова – Старе Място
Покорение Килиманджаро
Мистицизм

ГлавнаяЗнание – сила ⇒ Шпицберген

Шпицберген

В начале июня 1965 г. небольшой, видавший виды грузопассажирский теплоход «Сестрорецк» покинул Мурманский порт и направился по Кольскому заливу в Баренцево море. На борту судна находились участники гляциологической экспедиции Института географии АН России.

Перед сном мы вышли полюбоваться белой ночью и подышать свежим морским воздухом. Вдали за кормой остался овеянный военной славой полуостров Рыбачий. Впереди тянулся гористый берег Норвегии. Огромный грязно-серый занавес тумана медленно опускался из низких хмурых облаков в холодные морские волны и вскоре поглотил наш корабль. Чтобы избежать столкновения со встречными судами, «Сестрорецк» давал протяжные гудки.

От мыса Нордкап, известного нам еще со школы, теплоход взял курс на остров Медвежий. Теперь мы двигались на север почти по меридиану. Чем дальше «Сестрорецк» удалялся от северной оконечности Европы, тем больше набирал силу жестокий шторм. Вокруг нас все потонуло в безумном шуме грозной стихии.

В конце вторых суток на горизонте показалась полоска земли. По мере приближения она увеличивалась, и вот уже на фоне мрачного неба вырос частокол острозубых гор. С волнением мы всматривались в отвесные склоны пирамидальных вершин, прикрытых снежными колпаками, в прибрежные широкие долины, заполненные спускающимися в море зеленовато-голубоватыми языками ледников, в узкие, длинные фиорды, словно фантастические кинжалы, вонзившиеся в остров и разорвавшие его каменную твердь. Мы приближались к цели нашего путешествия – Шпицбергену.

С палубы корабля он выглядел суровым, негостеприимным. Но это лишь первое впечатление. Бывалые полярники хорошо знают, что архипелаг представляет собой один из самых привлекательных и легкодоступных уголков высокоширотной Арктики. Пересекая Атлантический океан, воды теплого течения Гольфстрим приносят сюда отголоски знойного дыхания Мексики и Кубы. Поэтому по сравнению с другими полярными районами Шпицберген отличается довольно благоприятными условиями для жизни человека. Не случайно здесь насчитывается несколько тысяч жителей, большая часть которых занята добычей каменного угля.

История освоения и исследования Шпицбергена богата интересными фактами и событиями. У географов и историков до сих пор нет единого мнения относительно того, кто и когда впервые увидел этот удивительный «край света», расположенный сравнительно близко от макушки Земли. Своим названием Шпицберген («Острые горы») обязан известному голландскому мореплавателю Виллему Баренцу, впервые в 1596 г. нанесшему на карту очертания его западной береговой полосы. Но еще задолго до Баренца эту неведомую землю уже посещали храбрые русские поморы – мореходы и зверобои, которые ошибочно полагали, что на севере она соединяется с Гренландией, и поэтому называли ее искаженно – Грумантом, или Грунландом. Многие столетия Шпицберген считался «ничьим». И лишь по конвенции 1920 г., подписанной на Парижской мирной конференции, архипелаг был передан под суверенитет Норвегии. Норвежцы дали ему имя – Свальбард – «страна ледяного побережья».

Заканчивались третьи сутки нашего морского похода на древнюю землю Груманта. Поздним вечером «Сестрорецк» вошел в огромный Исфиорд (Ледяной залив) – самое сердце крупнейшего острова архипелага – Западного Шпицбергена. Вскоре теплоход сделал правый поворот, обходя на почтительном расстоянии ожерелье опасных подводных камней, и мы увидели на крутом заснеженном берегу Гренфиорда небольшой рудничный городок Баренцбург.

Полуночное полярное солнце скрылось за непроницаемой стеной многоярусных облаков. Дул сильный порывистый ветер. Заряды густого мокрого снега смешивались с мелкими каплями холодного дождика. Несмотря на непогоду, сотни русских горняков (они добывают здесь уголь на основе концессии) пришли на встречу первого в навигацию судна с Родины. Настроение у всех было радостным.

Мы (пять гляциологов, у каждого из которых за плечами по нескольку сложных экспедиций в Арктику, зимовки на Новой Земле, Земле Франца-Иосифа, Полярном Урале...) гордились, что стали первыми русскими исследователями одного из крупнейших центров оледенения в приатлантическом секторе Арктики.





karelia2010@list.ru
© 2010-2011 Все права защищены.
В случае перепечатки материалов ссылка на
www.karelia2010.ru обязательна!