Туристский форум Карелия-2010 Туристический портал



Содержание:
Современные проблемы землеведения
Прогресс набирает темпы
Концепции мобилизма
Океанологический эксперимент
Великий Землевед
Гений Востока
Слава Бируни
Бируни в Индии
Последний период жизни Бируни
Николай Коперник
Коперник – государственный деятель
Заблуждения Птолемея
О вращениях небесных сфер
Где рождается погода?
Корабли погоды
Условия погоды
Профессор Визе
Экспедиционные исследования
От «Челленджера» к «Гломар Челленджеру»
Русские «Витязи» в плавании и на карте
Открытие по предсказанию
Судно стиснутое во льдах
Земля Франца-Иосифа
Путь по дрейфующим льдам
Дальнейшие исследования Земли Франца-Иосифа
Тысячелетия с высоты
Воздушная археология
Следы древних поселений
Аэрометоды
В ледяном груманте
Шпицберген
Белые пустыни
В центре владений Снежной Королевы
В области вечного мороза
Об альпинизме
Какой простор!
Горный туризм
Альпиниады
Подвиг альпинистов
Первая Памирская экспедиция
Вершина взята
В Шуше у подножия Саяна
На юге Красноярского края
В конце позапрошлого столетия
Донецкая Швейцария
Кавказскими тропами
Жемчужина юга
Зубры
Колхида
Европа туристская
По Тюрингии
Тюрингский дух
Леса Тюрингии
«Славянский Рим»
Сердце Кракова – Старе Място
Покорение Килиманджаро
Мистицизм

ГлавнаяЗнание – сила ⇒ Русские Витязи в плавании и на карте

Русские Витязи в плавании и на карте

В 1971 г. отмечался знаменательный юбилей старейшего русского научно-исследовательского судна «Витязь». Он совершил свой пятидесятый научный рейс в тропическую часть Тихого океана. Имя этого белоснежного корабля-лаборатории известно каждому школьнику, не говоря уже о тех, кто интересуется морем и науками о нем.

Немногие знают, что у русского «Витязя» были не менее знаменитые предшественники, носившие такое же имя. Они также использовались для изучения океана, и память о каждом из них осталась в географических названиях в Тихом океане.

Первый «Витязь» был заложен 23 августа 1861 г. на верфях в Финляндии. Год спустя корабль вступил в строй. По тем временам он имел довольно большое водоизмещение – свыше 2 тыс. т.

В 1870 г. корвет «Витязь» вышел из Кронштадта к берегам Тихого океана под командованием П. Н. Назимова. По просьбе Русского географического общества он должен был высадить на берегу Новой Гвинеи знаменитого русского путешественника Н. Н. Миклухо-Маклая.

На переходе от островов Зеленого Мыса к Рио-де-Жанейро с «Витязя» было произведено измерение температуры на глубине 1830 м. Это явилось первой океанографической работой в открытом океане, выполненной на «Витязе».

В сентябре 1871 г. Миклухо-Маклай сошел с корвета в заливе Астролябия на Новой Гвинее, а экипаж «Витязя», воспользовавшись стоянкой, произвел опись части залива и близлежащих островов. На географической карте появились русские названия мысов – Бенземана, Берхмана, Коптева, Кошелева, Новосильского, Рождественского, Рончевского, данные в честь офицеров корабля, производивших гидрографические работы. Пролив между островом Лонг-Айленд и берегом Новой Гвинеи, а также низменный островок в заливе Астролябия получили название в честь корвета «Витязь».

С 27 июня 1882 г. корвет «Витязь» получил новое имя – «Скобелев». И именно на том же корвете, на котором Миклухо-Маклай совершил свое первое путешествие на Новую Гвинею в 1883 г., он совершил и свое последнее, третье плавание на этот остров. За время двухдневной стоянки в заливе Астролябия офицеры «Скобелева» изучили и описали бухту Алексея, северозападную часть залива и несколько островов. В честь членов экипажа корабля тогда были названы некоторые островки, мысы, банки и бухты.

Вскоре корвет «Витязь» – «Скобелев» был причислен в разряд учебных судов, а 30 января 1885 г. исключен из списков флота.

Эстафету гидрологических и гидрографических исследований он передал второму «Витязю», построенному на санкт-петербургских верфях по проекту капитана Леонтьева в 1886 г. С именем этого парусно-винтового корвета тесно переплетается судьба одного из выдающихся русских флотоводцев и океанографов – вице-адмирала С. О. Макарова. В 1886 г. Степан Осипович был назначен командиром корвета «Витязь», отправлявшегося в кругосветное плавание. К этому времени акватория Тихого океана была в основном уже изучена и рассчитывать на какие-нибудь новые географические открытия было трудно. И все же «Витязь» «открыл» миру Тихий океан, сделав выдающиеся исследования его гидрологии.

Оценкой заслуг «Витязя», на котором С. О. Макаров производил исследовательские работы в Тихом океане, является и то, что его имя высечено на фасаде Океанографического института в Монако в числе десяти прославивших океанографическую науку кораблей, таких, как «Челленджер», «Тускарора» и др.

Осенью 1887 г. корвет «Витязь» под руководством С. О. Макарова выполнил первый морской промер в заливе Петра Великого в Японском море. Во время этих работ командир корабля обратил внимание на неточности в нанесении на карте двух бухт в заливе Посьета.

В мае следующего года он направил сюда корвет «Витязь», чтобы исправить карты этого района. Офицеры корабля произвели тщательное обследование бухты Троицы и бухты Гамова, которая была тогда же переименована в бухту Витязь. А на карте рядом с расположенной бухтой Троицы можно прочитать такие названия, как остров Браузера, мысы Щульца, Небольсина, Максутова. Все они даны в честь офицеров корвета «Витязь», занимавшихся исследованием этого побережья.

Кроме исследований в заливе Петра Великого им была сделана опись острова Дажелет (Уллындо) у побережья Кореи, где в названии скалы на карте вторично появилось имя «Витязь». Успешно была решена и основная задача, которую поставил перед собой командир корабля – изучение проблем гидрологии крупнейшего водоема земного шара – Тихого океана.

В апреле 1893 г. он был направлен к восточному побережью Корейского полуострова для гидрографических работ.

Вначале все шло хорошо. На карту ложились участки побережья, заснятые офицерами корвета. Приметные мысы, острова и бухты впервые получили свои имена в честь офицеров – участников гидрографических работ. Одна из бухт была названа именем корабля – бухтой Витязь. Однако эти гидрографические работы явились последними в жизни крейсера «Витязь». 28 апреля, находясь в проливе между островом Завалишина и материковым побережьем, корабль наткнулся на подводную скалу. Несмотря на все принятые меры, спасти «Витязь» не удалось. Переломившись пополам, корабль затонул. А скала, на которой погиб легендарный «Витязь», с тех пор носит его имя.

Новый, русский «Витязь» хранит и умножает славу и заслуги своих предшественников.

Исследования «Витязя» дали много новых сведений о рельефе дна дальневосточных морей и Тихого океана. Были открыты десятки подводных гор, долин, возвышенностей. Вновь нанесенным на карту объектам даны имена наших крупнейших ученых, а одной из подводных гор, открытой судном 24 ноября 1957 г., было присвоено имя русского «Витязя». Его именем названы также открытый глубоководный желоб к северу от Соломоновых островов и мыс на восточном побережье Антарктиды.

Более ста лет бороздят воды Мирового океана русские «Витязи», обогащая науку результатами своих исследований морей. Нет сомнения, что новые экспедиции, которые предстоит еще совершить «Витязю», принесут новые открытия, умножат славу его гордого имени.





karelia2010@list.ru
© 2010-2011 Все права защищены.
В случае перепечатки материалов ссылка на
www.karelia2010.ru обязательна!