Туристский форум Карелия-2010 Туристический портал



Подводный мир

Под водой – биологи

Снова в воду



ГлавнаяПод водой – биологи ⇒ Объективный объектив


Объективный объектив

Трудно сказать, где проходит грань между научной и обычной съемкой. Быть может, научная съемка отличается более широким диапазоном объектов, часто не совсем фотогеничных и не удовлетворяющих требованиям эстетики. Впрочем, морские животные и растения как раз всегда фотогеничны и представляют интерес и для ученых, и для широкой публики. Не случайно, что фотографии, выполненные подводными исследователями, можно встретить и на страницах иллюстрированных журналов, и в научных изданиях.

За последние годы кино- и фотосъемка прочно вошли в практику подводных исследований, и сейчас подводная фотография – наиболее универсальный метод этих исследований, незаменимый помощник ученых всех специальностей. Ее значение в подводных исследованиях значительно больше, чем в сухопутных, поскольку в первом случае из всех приемов научной работы наиболее высок удельный вес наблюдений.

Казалось бы, присутствие самого исследователя под водой избавляет от необходимости брать с собой дорогостоящую аппаратуру (с постоянным риском ее лишиться). Но ведь исследователю необходимо не только самому убедиться в каких-то свойствах изучаемого объекта, но и убедить в чем-то других. Круг исследователей с аквалангом гораздо уже, чем их сухопутных коллег, соответственно больше и необходимость объективной фиксации результатов. Насколько легче было бы почитателям лохнесского чудовища отстаивать "свою" Несси, если бы они могли предъявить сомневающимся ее четкие подводные "портреты"!

Часто анализ фотографий позволяет выявить нечто новое, что под водой не привлекло внимания исследователя. Но это еще не все доводы в пользу подводной фотографии: представления о животном и растительном мире постоянно изменяются, не остаются постоянными условия в среде (например, из-за загрязнения!), совершенствуются методы анализа снимков, поэтому к ним приходится еще не раз возвращаться как к первичным документам. При организации работ под водой очень важно по возможности сократить время пребывания под водой (просим прощения за неудачный каламбур) за счет времени надводного. Важно быстро собрать необходимые данные, и такую возможность также дает фотоаппарат.

Представьте себе работу биолога на коралловом рифе. Если он будет пользоваться "классическим" методом, то ему придется укладывать на дно рамку, молотком и ломиком выламывать попавшие в ее пределы кораллы и отправлять наверх. И так – метр за метром. Долгая, изнурительная работа. Биолог-фотограф за считанные часы может получить непрерывную серию снимков на огромной площади, с тем чтобы потом, не торопясь и не причинив никакого вреда среде, определить видовой состав кораллов, их биомассу, размеры отдельных образцов и многое другое. Правда, сразу оговоримся, что такая расшифровка становится возможной только в результате кропотливых исследований, выполненных без фотоаппарата.

Требования к качеству подводных снимков очень разные – все зависит от цели исследований. При изучении закапывающихся животных, например, требуется, чтобы на снимке была видна каждая песчинка грунта. А вот при изучении общего распределения водорослей это совсем не обязательно, гораздо важнее "обработать" большую площадь. Это позволило ленинградскому ботанику Ю. Е. Петрову разработать "кощунственный" метод – вести подводную съемку узкопленочной кинокамерой на негативную пленку и в виде негатива ее и расшифровывать. Оказалось, что результат не ухудшается, а трудоемкость обработки сокращается.

Очень широко в подводной биологии используется другое преимущество фотографии – возможность запечатлеть быстропротекающие и редкие сюжеты. Именно благодаря ей мы имеем возможность видеть редкие кадры – ситуации, встречающиеся "раз в жизни". Такие кадры не менее, чем широкую публику, интересуют ученых – ведь они расширяют границы наших знаний, делают невероятное – очевидным. Возможности получения подобных кадров способствует работа в редко посещаемых, удаленных и труднодоступных местах.

Однако научная фотография – это не только фактография. Это еще и искусство. У человека с творческим восприятием формы при прочих равных условиях лучший результат получается с большей вероятностью. Ведь при фотографировании (киносъемке) важно не только разместить объект в кадре, правильно выбрать экспозицию, освещение (хотя и это – немало!), но и добиться максимального соответствия снимка натуре за счет выбора угла зрения, точки съемки, подсветки. При этом надо иметь в виду, что у подводного оператора (фотографа) на обдумывание и осуществление съемки есть только считанные секунды, а ситуация может и не повториться.

И все же каждый подводник-исследователь должен иметь навыки съемки под водой. Улучшить качество снимка часто можно и на втором этапе – при получении отпечатков, когда выразительность изображению придают подбором формата фотобумаги, изменением тональности и контраста. Существует целая гамма способов проработки фотографических изображений, позволяющих совершенно невероятным образом вмешиваться в фотографический процесс, практически заново создавать изображение. Взять, к примеру, метод разделения плотности негативов (денсор-сепаратор), применяемый для обработки черно-белых снимков и заключающийся в передаче градаций плотности с помощью цветовой гаммы. Для этого подсвеченный сзади негатив помещают перед сканирующим фоточувствительным элементом, сигнал с которого через анализатор яркости поступает на экран видеоконтрольного устройства, похожего на экран цветного телевизора. Плотность негатива передается десятью отдельными цветами от черного до белого с восемью оттенками серого. Пульт управления позволяет вносить коррекцию в соотношение цветов, комбинировать окраску изображения и запоминать его. Полученную редакцию изображения можно снять на цветную пленку.

Описанная аппаратура была в свое время разработана американской космической промышленностью для изучения лунной поверхности по черно-белым снимкам с лунной орбиты. Анализ плотности негативов помогал исследователям решать задачу определения относительной высоты точек рельефа. Но для получения изображения объектов, имеющих достаточно четкое разделение тонов, с целью повышения выразительности может быть применен и более доступный "ручной" прием – изогелия. При этом получаются изображения со скачкообразными переходами от одного тона к другому. В основе изогелии – многостадийный процесс получения отдельных негативов для каждого выделяемого тона. С появлением высококачественных цветных фотоматериалов подобные методы несколько отошли в тень: цветовая гамма компенсирует малую контрастность подводных объектов.

Хотя история подводной фотографии не перешла еще столетний рубеж, это – один из самых "древних" методов подводных исследований. Первые снимки под водой получил французский ученый Луи Бутан в 1893 г. Они были сделаны с помощью фотоаппарата, помещенного в водонепроницаемый бокс, имевший вывод для пуска механизмов затвора и перезарядки. Бокс – достаточно массивная конструкция – крепился тросами к плававшему на поверхности понтону или устанавливался на дне, а управлял съемкой водолаз. Уже в 1895 г. Л. Бутан применил подводную вспышку в виде стеклянного баллона, в которой в пламя кислородной горелки вдувался порошок магния. Используя дуговую лампу, Л. Бутан работал и получал снимки на глубине 50 м.





karelia2010@list.ru
© 2010-2011 Все права защищены.
В случае перепечатки материалов ссылка на
www.karelia2010.ru обязательна!