Туристский форум Карелия-2010 Туристический портал



Подводный мир

Под водой – биологи

Снова в воду



ГлавнаяПод водой – биологи ⇒ Полагаясь на память


Полагаясь на память

Объем информации, полученной в процессе погружений, прямо связан со степенью профессиональной подготовки исследователя и как водолаза, и как специалиста и с общей эрудицией. Это безусловно накладывает определенные требования на обучение и отбор водолазов-исследователей, но, конечно, не последнюю роль играют и те технические средства, которые используются для накопления и фиксации данных.

В простейшем случае исследователь может положиться на память. Это допустимо, когда перед ним стоит вопрос о качественном описании состояния известного или достаточно простого объекта. Полагаясь на память, надо иметь в виду ее индивидуальные особенности: у одних сильнее развита память на движения, у других – на ощущения, у третьих – на зрительные картины, у четвертых – на словесно-логические образы, подсознательно используемые каждым человеком при запоминании. Следует принимать во внимание и возможность забыть какие-то существенные детали или даже полностью утратить данные в результате непредвиденных обстоятельств, связанных со средой или отказом техники, обеспечивающей погружения.

Психологи определяют память как совокупность психических процессов, обеспечивающих организацию опыта человека на основе временного соотнесения текущих и предстоящих актов деятельности в соответствии с ее целями и мотивами. Сейчас особенно большое внимание уделяется исследованию свойств памяти оператора сложных систем, когда восприятие оказывается на пределе возможностей. По насыщенности восприятия деятельность водолаза-исследователя во многих случаях не уступает работе такого оператора, и методы, разрабатываемые специалистами по инженерной психологии для операторов, могут быть применены и для изучения деятельности подводных исследователей.

В этом смысле интересна классификация видов памяти оператора во времени. Принято выделять три вида памяти – иконическую (мгновенную), кратковременную, долговременную. В процессе наблюдения "работают" все три вида памяти практически одновременно. Первые два несут как бы служебные функции. Третий – основную. Все они отличаются временными характеристиками и объемом. Иконическая память обеспечивает сенсорное отражение внешнего мира. Ее постоянная времени составляет примерно 0,5 с – столько, сколько нужно для "преобразования" сигнала, например, в зрительной системе. Часть сенсорной информации "переписывается" в кратковременную память со временем хранения 20-30 с. Здесь формируется смысловой образ, передаваемый после распознавания и предварительного анализа в долговременную память. Объем иконической памяти достаточно велик и определяется количеством задействованных чувствительных элементов соответствующего органа.

В кратковременной памяти умещается всего 5 – 10 единиц в виде отдельных смысловых понятий. Объем долговременной памяти практически неограничен, но поступает в нее лишь часть данных: она селективна, в нее отбираются лишь полезные сведения. Критерии полезности при отборе формируются в процессе обучения оператора и его практической деятельности. От опыта исследователя зависит объем информации, получаемый при наблюдении. При непосредственном осмыслении информации она лучше укладывается в памяти. Здесь проявляется тот факт, что память – не просто кладовая, а сложная динамическая система, функционирующая лишь в процессе деятельности.





karelia2010@list.ru
© 2010-2011 Все права защищены.
В случае перепечатки материалов ссылка на
www.karelia2010.ru обязательна!