Туристский форум Карелия-2010 Туристический портал



Подводный мир

Под водой – биологи

Снова в воду



ГлавнаяПод водой – биологи ⇒ Основные узлы криолангов


Основные узлы криолангов

Криоланги занимают промежуточное положение в нашей классификации, потому что это аппараты в общем-то на воздухе (азотно-кислородная смесь, хотя и при температуре – 190 °С). В литературе описан прошедший испытания отечественный криоланг АК-3, разработанный учеными и конструкторами Харьковского физико-технического института низких температур. Он предназначен для работы на глубине до 45 м и имеет запас сжиженного газа 8 кг. В пересчете на атмосферное давление это составляет 6900 л, т. е. примерно в 3 раза больше, чем в баллонах аппарата АВМ-1м. С учетом необходимого резерва на всплытие 500 л криоланг АК-3 позволяет работать на глубине примерно в 4 раза дольше, чем аппарат АВМ-1.

Основные узлы криолангов – два сосуда Дьюара, выполненные в виде баллонов, теплообменник-испаритель, теплообменник для подогрева дыхательной смеси до температуры окружающей среды, одноступенчатый дыхательный автомат (вторая ступень здесь просто не нужна, так как давление в сосудах не превышает 8 ат – в противном случае срабатывает травящий клапан, сбрасывающий избыток газа в окружающую среду). Смесь для криоланга готовят заранее, взвешивая порознь жидкие азот и кислород. При этом состав смеси можно регулировать, обеспечивая минимальное время декомпрессии после работы на заданной глубине. Смесь можно хранить в транспортных танках и заливать в аппараты по мере надобности. Сам криоланг может храниться в заряженном состоянии около 12 ч, для подготовки его к работе требуется одна-две минуты.

Достоинства криоланга несомненны, а о недостатках его мы можем только догадываться. Вероятно, к последним относятся отсутствие устройства для принудительного подогрева до температуры выше, чем в окружающей среде, и для увлажнения смеси, трудности с зарядкой. Последние, конечно, относительны, так как в любом крупном порту обязательно есть установки, производящие сжиженные газы. Такие установки относительно невелики и могут быть размещены на борту судна обеспечения. Но в серийном производстве криолангов пока нет, и мы можем не утруждать себя раздумьями о том, где их заряжать. Так что для целей, которым посвящена эта книга, акваланг пока незаменим.

Несколько слов о гидрокостюмах. Отечественная промышленность выпускает несколько их типов. "Сухие" гидрокостюмы выполнены из прорезиненной ткани на трикотажной основе и используют принцип сохранения тепла за счет теплоизолирующей одежды – водолазного белья, меховых чулок, различных утеплителей. Это делает процесс одевания гидрокостюмов трудоемким и энергоемким. На поверхности водолаз в таком костюме перегревается. Избыточный объем, связанный с необходимостью надевать теплую одежду, заставляет применять утяжелители, делает водолаза малоподвижным на поверхности и под водой. Отсутствие фановых устройств не позволяет пробыть в подобных костюмах более трех часов без разгерметизации.

В настоящее время ведутся работы по созданию обогреваемых гидрокомбинезонов. Для этого используют различные принципы. Известны, например, схемы с электрообогревом, использующие специальное белье с проводящим волокном, через которое пропускается ток от автономного или бортового источника питания. Известны схемы с использованием теплоносителя – нагретого металла или воды. Эти схемы хорошо комбинируются со шланговыми аппаратами. Используют и химические источники тепла в виде различных стелек, накладок и т. п. Заманчиво использовать не только схемы обогрева, но и системы кондиционирования или даже жизнеобеспечения, какими пользуются космонавты. Вероятно, в недалеком будущем ученые-водолазы получат и такое снаряжение.





karelia2010@list.ru
© 2010-2011 Все права защищены.
В случае перепечатки материалов ссылка на
www.karelia2010.ru обязательна!