Туристский форум Карелия-2010 Туристический портал



Подводный мир

Под водой – биологи

Снова в воду



ГлавнаяПод водой – биологи ⇒ Биолог с аквалангом


Биолог с аквалангом

Сколько профессий у водолаза? Есть ли у них что-нибудь общее? Какое содержание вкладывается в термин "водолаз-исследователь"? Дать ответы на все эти вопросы не так просто, как может показаться на первый взгляд. Еще в древности человек, движимый неистребимой любознательностью, пытался проникнуть в подводный мир, но мир этот был и остается чуждым ему. Это неудивительно. В течение всей истории цивилизации – свыше миллиона лет – человек жил на суше и изучал сушу. Вначале это делали все члены общины. Позднее, по мере усложнения системы знаний, появились профессиональные исследователи неизвестного – ученые.

Но ученый, как бы ни был велик запас его знаний и развит интеллект, прежде всего человек, т. е. биологическая особь, морфологически, физиологически и даже социально приспособленная к обитанию на суше, точнее в воздушной среде. При выполнении научных исследований он избавлен от необходимости уделять внимание опосредованию результатов простейшего взаимодействия со средой. Все это он усвоил в детстве – на собственном опыте и в процессе обучения, т. е. использования опыта, накопленного предыдущими поколениями. Тем более ему не нужно учиться дышать, передвигаться – многие важные, жизненно необходимые знания заложены в нем в виде инстинктов. В этом отношении большинство людей стоит на одном уровне, и поэтому относительно просто определить, с чего начинается собственно научное исследование.

Но, проникнув под воду, человек попал в мир, где для него все ново. Здесь все было иначе, по-иному следовало двигаться, по-иному дышать. Здесь были другие, совершенно незнакомые обитатели, другие враги и опасности. В этой ситуации любой ныряльщик становился исследователем – он приносил сведения о новом, доселе неведомом. Профессиональные ныряльщики и водолазы были первоначально единственными поставщиками сведений о подводной среде. Их опыт, зачастую трагический, по крупицам формировал знания об особенностях физиологии человека на глубине, о заболеваниях водолазов, о подводных обитателях.

Многое изменилось с тех давних времен. В 1844 г. ученый – это был профессор Сорбоннского университета зоолог Анри Мильн-Эдвардс – впервые в водолазном скафандре ступил на морское дно. Примерно через сто лет, после того как в практику научных работ вошел акваланг – изобретение Ж. -И. Кусто и Э. Ганьяна, тысячи ученых получили возможность работать под водой, непосредственно изучая "свои" объекты. Но и сейчас роль профессиональных водолазов в получении научных данных велика. Обслуживание научно-исследовательских работ – один из вполне уважаемых видов водолазной специализации.

Но это далеко не все. При выполнении обычных производственных действий – судоподъемных работах, осмотре гидротехнических сооружений, обслуживании подводного оборудования и прочее – профессиональные водолазы часто сталкиваются с новыми, необычными обстоятельствами, непредусмотренными явлениями, новыми обитателями. Приносимые ими данные неоценимы для науки. И здесь необходимо отметить то огромное значение, которое имеют опыт и профессиональная подготовка водолаза, его наблюдательность и правдивость.

Итак, мы выяснили, что в какой-то степени любой водолаз может считаться исследователем. Но в то же время любой исследователь, работающий под водой, должен быть водолазом. Современный подводный исследователь, использующий водолазный метод, – это не просто человек, владеющий водолазной техникой, это профессионал, которому водолазное снаряжение позволяет осуществлять под водой определенную деятельность. Эту мысль очень четко, хотя и с присущим американцам обескураживающим прагматизмом, высказал Дж. Кении: "Водолаз получает деньги не за погружения под воду. Он получает деньги за ту работу, которую он выполняет по прибытии на место работы. Погружение же под воду – это просто способ транспортировки".

Безвозвратно ушли в прошлое те времена, когда зауряднейшая научная работа приветствовалась только потому, что выполнялась с применением водолазных методов. Уровень научных подводных работ чрезвычайно вырос, и никаких скидок на трудности их выполнения именно под водой делать нельзя. Ученый-подводник должен быть отличным водолазом – это несомненно. Хорошая спортивная форма, безукоризненное знание техники, четкая организация погружений – все это непременные условия успешной работы. Без должной тренировки исследователь все внимание будет тратить на собственные ощущения и на "борьбу" со снаряжением, вместо того чтобы сосредоточить его на объекте исследований. Под водой нет мелочей – неправильно подобранный груз может сорвать хорошо подготовленную работу. Разница в квалификации ученых-подводников не может определяться уровнем их водолазной подготовки – этот уровень должен быть у всех одинаково высоким.

Итак, свободное владение водолазной техникой и приемами работы под водой – непременный атрибут любой подводной специальности. Это необходимое, но далеко не достаточное условие успешной подводной деятельности. При всем несходстве целей работ под водой ученых разных специальностей, часто они близки чисто методически. Сближают трудности, с которыми ученые сталкиваются под водой вне зависимости от специализации (мы о них уже упоминали), сближают и преимущества.

Главное из них – легкость перемещения в трех измерениях. Спросите, например, у геолога, хотелось бы ему иметь возможность, не затрачивая особых усилий, перемещаться вдоль выхода руды на вертикальном склоне; строителя – мгновенно подниматься от фундамента строящегося здания до его крыши; биолога – свободно передвигаться от лесной подстилки до птичьих гнезд на концах тоненьких веточек – и они ответят: ну, еще бы! А ведь именно такой почти сказочной возможностью обладает человек под водой. Он как бы обретает крылья. Подводные геологи скользят вдоль нависших над ними склонов каньонов. Строители осматривают стены гидротехнических сооружений, легко перемещаясь по горизонтали и по вертикали. Гидробиологи "зависают" над поселениями морских обитателей и следуют за ними, "перелетая" подводные препятствия.

Общими для многих видов подводных исследований оказываются отдельные приемы. К ним относятся, например, нахождение места по подводным ориентирам, подводный поиск, разведка акватории, провешивание всевозможных направляющих линий и фалов, "привязка" района работ на местности, фиксирование относительного размещения объектов исследования и ряд других. Роль объединяющего фактора безусловно играет и вся гамма технических средств, используемых для обеспечения работ под водой.

Все подводные профессии можно разделить, как нам представляется, на две основные группы. К одной относятся специальности, объект исследования которых не связан естественно с водной средой, а оказался ниже уровня воды или в результате сознательной деятельности человека (подводные сооружения), или же в силу каких-либо случайных причин (затонувшее судно, древнее поселение, разрушенные части надводных сооружений). Ко второй группе относятся исследования объектов, неразрывно связанных с водной средой, – морских животных и растений, подводных ландшафтов и свойств самой водной среды (волн, течений, оптических процессов и др.).

Конечно, такое деление (как и вообще любая классификация!) достаточно условно и не всегда применимо в чистом виде. Например, затонувший корабль – инородный для подводного мира объект, но процессы, которые происходят с ним под водой – коррозия металлических частей, разрушение древоточцами деревянных, обрастание всевозможными организмами, – типично "морские" и в таком качестве оказываются объектами изучения "морских" отраслей науки.





karelia2010@list.ru
© 2010-2011 Все права защищены.
В случае перепечатки материалов ссылка на
www.karelia2010.ru обязательна!