Туристский форум Карелия-2010 Туристический портал



Содержание:

предисловие потенциал океан проблема опасения круговорот интенсификация загрязнение повышениеи запасов искать промысла лова методы электролов потребителю улов аквакультура мир трудности преимущества креветки омары видов обогащение рифы валликультура зону богатствах воду соль вода шельф россыпи эксплуатация алмазные добыча фосфориты разведка оценка фирма решение проекты франция проблема рассолы ставка голод нефти добыча глубинах геотектоника океанов эксплуатация нефтеразведка скважину добыча нефтепромыслы поверхности человек автоматизациин проекты локхид нефтехранилища средства область океанавты эволюция дпогружения проблемы кислорода водород нсвд шуто смеси выводы растворение декомпрессия моделирование погружение предельные подготовка дыхание жабры аппараты неавтономные автономные дыхания эффект жюль верн воду колоколе погружения подводные ипроб биология геология ищемд обитаемые физика вторжение спасение аппарата водоизмещение обеспечение определение корпус пластика энергии движителей иллюминаторы контроль телеманипуляторы связь батискафы эволюцияе поколение батискафа нблюдца особенности sp-3000 эксплуатация параметры алюминаут dsrv генераторы преобразователи термоэлектронные энергия зона отдых море преобразовать парки год загрязнение знефтью влияние стоками бактериальное тепловоее пляжи конференция территориальные факторы дно определение созыв ширина проливы научные ссод

ГлавнаяБудущее – Океан ⇒ Будущее батискафа

Будущее батискафа

В 1961 г. по техническим причинам предельная глубина погружений батискафа "Триест" была ограничена 4000 м. И начиная с этого времени французский батискаф "Архимед" стал единственным глубоководным аппаратом, способным достигнуть дна Мирового океана в любой его точке.

Недостатки "Архимеда" – так сказать, детские болезни его роста – были преодолены. Но работа по совершенствованию батискафа продолжается.

Каждый год, зимой, когда шторма мешают проведению глубоководных погружений, "Архимед" проходит тщательный осмотр, ремонтируются его корпус и оборудование. Одновременно что-то в аппарате обновляется и дорабатывается – батискаф должен отвечать растущим требованиям ученых-океанологов.

И теперь на "Архимеде" уже можно разместить 4,5 т научного оборудования – его основное преимущество перед другими аппаратами.

Какими же еще преимуществами обладает "Архимед"?

Прежде всего – это исключительно надежный аппарат, обеспечивающий экипажу абсолютную безопасность.

Далее. Он оборудован навигационными приборами, позволяющими достаточно точно определять свое местоположение, и средствами наблюдения и поиска, дающими возможность обнаруживать находящиеся на дне объекты на расстоянии до 500 м. Недавно "Архимед" получил рабочую аппаратуру, значительно расширившую возможности его использования, – телеманипулятор и буровое устройство для отбора образцов скальных пород.

Таким образом, "Архимед" – превосходное рабочее судно. Но это весьма громоздкий и тяжелый аппарат, его эксплуатация требует значительных затрат. Можно ли на этом основании говорить, что у него нет будущего? Мы так не думаем.

Прежде всего потому, что сейчас это единственный в мире глубоководный обитаемый аппарат, способный погрузиться на глубину 11000 м; только "Архимед" может поднимать со дна на поверхность тяжелые грузы. Это позволяет использовать батискаф и для строго научных, и для производственных целей.

Кроме того, ни один другой аппарат не в состоянии взять на борт столько научной аппаратуры, сколько берет "Архимед". Конечно, для научных исследований важно не только то, сколько научного оборудования размещается на борту судна, но и то, сколь эффективно оно используется.Однако подобные требования относятся не столько к батискафу, сколько к тем, кто его эксплуатирует.

Нередко необходимость буксировки батискафа к точке погружения упоминают как едва ли не главный его недостаток. Безусловно, это один из минусов аппаратов такого типа. Но при габаритах и весе батискафа для его транспортировки потребовалось бы судно очень большого водоизмещения, к тому же обладающее специальным оборудованием для спуска и подъема аппарата.

Конечно, можно было бы резко снизить вес аппарата, ограничив предельную глубину его погружения 6000 м.

Стоит или не стоит это делать? На эту тему можно спорить до бесконечности, особенно если рассматривать этот вопрос с позиций экономистов, инженеров и ученых одновременно. Но истина, вероятно, заключается в том, что нельзя отступать с уже завоеванных рубежей.

Сегодня мы умеем погружаться на 11 000 м. Неужели же мы должны отказаться от этого достижения? Научный и технический прогресс может снизить свои темпы и даже приостановиться на какое-то время, но он редко обращается вспять.

Подобной точки зрения придерживаются многие ученые и инженеры. Но тем, от кого зависит финансирование исследований, она не кажется убедительной. Владельцы капиталов хотят заранее быть уверенными, что научные эксперименты принесут практическую пользу, они заранее хотят знать, какие вложения от них потребуются.

Я глубоко убежден, что и в 1948 г., и в 1972 г. погружения на океанское дно имели одинаковое практическое значение, поскольку и на первой стадии из этих погружений можно извлечь некоторую практическую пользу. Безусловно, полтора десятка лет тому назад технические возможности батискафов опережали потребности науки. Но они были прекрасным средством для познания Мирового океана и дали мощный толчок ускоренному развитию океанологических исследований. События развиваются быстро, и ныне исследования океана наряду с научными результатами приносят все более ощутимый экономический эффект.

Полиметаллические конкреций, устилающие дно Тихого океана, пока еще не интересуют промышленные компании в такой степени, как подводные нефтяные месторождения. Однако они все больше и больше интересуют океанологов и некоторых дальновидных промышленников.

В 1973 г. CNEXO планирует провести исследования Срединно-Атлантического хребта. Это будет исключительно важный этап в познании строения нашей планеты, который обогатит геологию и геофизику новыми данными. Вооружившись знаниями, полученными во время исследования таинственных рифтовых долин Атлантики, геологи и геофизики наверняка пожелают спуститься, так сказать, по проложенному пути в глубоководные впадины Тихого океана, чтобы собственными глазами увидеть признаки, свидетельствующие о медленном погружении гигантских плит земной коры вдоль глубоководных впадин. Геофизик К. Ле Пишон писал: "Именно из-за того, что до сих пор люди не предприняли достаточных усилий для исследования океанских просторов, они обрекли себя на полное непонимание структуры материков, на которых живут".

Провести такие исследования поможет батискаф.





karelia2010@list.ru
© 2010-2011 Все права защищены.
В случае перепечатки материалов ссылка на
www.karelia2010.ru обязательна!