Туристский форум Карелия-2010 Туристический портал



Содержание:



ГлавнаяМетрополии морей ⇒ Бедствие на море

Бедствие на море

Вопросы берегового права были улажены. Теперь во многих точках земного шара – конечно же, в портовых городах – вызревала другая идея: надо придать отдельным попыткам спасения людей на море организационную основу и поставить дело на широкую ногу. До сих пор эта проблема занимала соответствующие круги портовых городов из соображений чисто экономических. Теперь же всех занимали исключительно мотивы гуманные. Нужно было добиться, чтобы усилия, предпринимавшиеся в этой области, опирались на всеобщее осознание необходимости такой помощи. Никто и нигде не взывал к поддержке государства, хотя оно, кстати сказать, вполне могло бы предложить свои услуги и без определенных просьб, ибо в конечном итоге речь шла о безопасности людей на его территории. Что ни говори, а большинство аварий случается в пределах территориальных вод.

Первые инициаторы благородного начинания стремились создать широкую сеть добровольных обществ. Первое общество спасения на водах было основано в Англии в 1789 г. Об этом стало известно всюду, и энтузиасты принялись изобретать способы спасения людей также у немецких берегов. По всем компетентным заключениям получалось, что ни одна подобная попытка не имеет смысла: прибрежные воды Германии не были достаточно глубокими, поэтому если с судами что-то и приключалось, то далеко в море, где людям уже не помочь. И все-таки идеалисты взялись за дело.

В небольшом портовом местечке Фегезак, прилегающем к Бремену, преподаватель навигации Адольф Бермполь написал в тамошний еженедельник анонимную статью, в которой ратовал за идею организованного спасательного дела. К нему присоединился адвокат Кульмей. Оба они обратились в бременскую Торговую палату, приведя в пример катастрофу, случившуюся с эмигрантским судном «Иоганна»: 8 ноября 1854 г., в шторм, корабль разбился у о-ва Спикерог; большинство его пассажиров погибло. Палата немедленно откликнулась на предложенную идею и разработала Устав межрегионального общества спасания на водах. Одновременно идея пробивала себе дорогу в Гамбурге и Эмдене. Но в Эмдене некоему Бройзингу, человеку деятельному и своевольному, казалось, что дело движется слишком медленно.

И несмотря на просьбы бременской палаты, призывавшей его не тормозить совместные действия в этой области, Бройзинг в 1861 г. основал первое германское общество спасения на водах, сокрушая призывы Бремена аргументами, в которых фигурировали следующие факты: с 1854 по 1861 г. у берегов Германии потерпели аварию 76 судов, в результате чего погибло 118 человек. А посему, упорствовал Бройзинг, времени терять никак нельзя. Так в 1862 г. в Гамбурге, а годом позже – в Бремене были созданы спасательные общества; но мысль объединить усилия тем не менее забвению не предали. Тем временем подобные мелкие предприятия возникли и на Балтике. А это уже грозило свести всю идею на нет, обескровить ее разобщением сил, ибо мелкие общества не смогли бы долго нести все бремя забот, которых требовало нелегкое и благородное дело спасения людей. В борьбе за «сложение сил» особо отличился редактор из Бремена Арвид Эмингхаус. После целого ряда дипломатических ухищрений ему вопреки воле Вройзинга, исходившего из благих намерений, удалось 19 мая 1865 г. собрать в Киле общую конференцию всех заинтересованных лиц. На ней было учреждено Германское общество спасания потерпевших кораблекрушение. (И по сию пору общество существует: его резиденция находится в Гамбурге. Арсенал спасательных средств, находящихся в его распоряжении, считается одним из наиболее эффективных и современных в мире. За все время существования обществу удалось спасти более 30 тыс. человек, причем при обстоятельствах порой драматических, требовавших от моряков нередко виртуозного мастерства и немалого мужества.)

Спасательные катера дислоцируются по всему побережью ФРГ. Со всеми координирующими службами поддерживается устойчивая радиосвязь: любая из них может связаться непосредственно с капитанами спасательных судов и постами наблюдения. Ежегодно 35 спасательных судов и катеров выходят в море в общей сложности 1200-1500 раз. В годовом же отчете в краткой и сухой форме дается описание наиболее сложных операций по спасению. Мало кто в состоянии представить, какого мужества и каких усилий требует борьба за спасение жизни людей в открытом море. Но иногда «отчитываться» бывает некому.

Так, после жестокого шторма, во время которого на спасение голландских рыбаков было послано судно «Адольф Бермполь» – названное так в честь того, кто положил начало службе спасания на море, – на месте происшествия не было обнаружено пи спасателей, пи потерпевших бедствие. Известно только, что последним удалось перебраться на борт спасателя. Само судно и одна шлюпка с него позднее нашлись – в открытом море: судно находилось на плаву, но вверх килем. Тщательное расследование не прояснило ситуации. События того дня навеки остались в тайне. Можно только предположить, что, после того как спасенные было рыбаки перебрались из шлюпок на борт спасательного судна, его накрыло громадной волной, смывшей всех, кто там находился. Конечно, все это так. Но позвольте, ведь катера непотопляемы, возразит какой-нибудь скептик. К сожалению, данный случай лишний раз доказывает, что абсолютной гарантии успешного спасения людей на море не дают даже они.

Суда-спасатели имеют несколько помещений, разделенных водонепроницаемыми переборками. Это необходимо: даже неопрокидывающийся и непотопляемый спасатель может швырнуть волной на терпящее бедствие судно, и тогда повреждений ему не миновать. Двухслойная наружная обшивка должна быть максимально надежной. Даже при сильном волнении мощные двигатели обеспечивают судам-спасателям быстрый ход. А идти быстро нужно всегда, даже если речь идет о несчастном случае с простым спортивным суденышком, потому что средняя температура воды на Балтике и в Северном море не поднимается выше 10° по Цельсию. В такой воде человеку более двух часов не продержаться.

После завершения спасательной операции шлюпку по кормовому слипу поднимают на борт судна. Так удобнее: маленькой шлюпкой удобнее маневрировать и к тому же опа значительно устойчивей. При тушении пожара сам спасатель может защититься от нагрева плотной водяной завесой. Установленное на нем противопожарное оборудование способно подавать 580 м3 воды в час. На мачтовой платформе расположен гидромонитор с дальностью выброса воды 90 м. На борту спасателя имеются ц разнообразные спасательные устройства. Если потерпевшее аварию судно невелико, то его просто буксируют в порт. Члены команды обучены также оказанию первой медицинской помощи. Они не только спасают людей в случае бедствия, но и перевозят на сушу больных и раненых с судов, совершающих обычное плавание, а кроме того, доставляют на борт врачей для оказания неотложной помощи и выполняют еще другие операции.





karelia2010@list.ru
© 2010-2011 Все права защищены.
В случае перепечатки материалов ссылка на
www.karelia2010.ru обязательна!