Туристский форум Карелия-2010 Туристический портал



Содержание:



ГлавнаяМетрополии морей ⇒ Путеводные звёзды судна

Путеводные звёзды судна

Итак, наше судно на пути из Атлантики миновало пролив Па-де-Кале. К моменту установления нового порядка судоходства по каналу ежегодно проходило примерно 300 тыс. судов. Теперь оно движется к устью одной из западногерманских рек, и морская карта ему больше не нужна; с этого момента ему приходится ориентироваться по навигационным знакам. Несмотря на наличие всех упомянутых служб, средств связи и прочих ориентиров, без навигационных знаков по-прежнему не обойтись даже тогда, когда одних их, как показывает пример Роттердама, явно недостаточно. Но поскольку все говорит за то, что интенсивность морских перевозок будет возрастать, то и сегодняшний уровень обеспечения безопасности судоходства – всего лишь промежуточный этап на пути к дальнейшему совершенствованию навигационной техники. В ходе исследований, проводившихся в Роттердаме, был проделан ряд опытов с целью выяснить, на что же вообще человек способен, что он в состоянии вынести, и где тот критический порог, за которым возможны серьезные осложнения.

Вслед за естественным желанием моряков иметь постоянно совершенствующуюся и надежную службу наведения следует назвать их стремление как можно меньше зависеть от капризов погоды. Ведь дело не только в том, что кораблей становится все больше и что ходят они все быстрее: чтобы предотвратить убытки, они стараются свести до минимума возможные задержки в пути. Даже находясь в открытом море, они хотели бы получать информацию о приближающихся штормах и состоянии моря, а при известных условиях – указания о смене курса. Поэтому сотрудникам основанного в 1955 г. Международного союза по навигационным знакам – находится он в Париже – сидеть сложа руки не приходится. Важные решения в этой области были приняты на международной конференции по навигационным знакам, состоявшейся в 1975 г. в Оттаве.

Вдоль западногерманского побережья путь судам указывают почти 2220 световых сигналов: 800 маячных и 1400 береговых огней. Они включаются с центрального пульта, и наблюдение за ними также осуществляется дистанционно. Важнейшие функциональные, узлы их продублированы, чтобы при возможной поломке подача сигналов не прекращалась. Ну а если такое все же случится, диспетчерской это станет известно немедленно. Так же действуют сегодня и стационарные маяки. Обслуживающего персонала на них теперь нет.

Какие же навигационные знаки помогают нашему судну во время плавания?

Наиболее приметные из них – плавучие буи, стационарные маяки и бакены, а кое-где еще и плавучие маяки. Не обязательно все буи имеют сигнальные огни. Помимо них, недалеко от берега или прямо на суше установлены знаки, которые видны днем. Такие вехи знакомы каждому обитателю побережья: молодые деревца, чаще всего – березы, ветви которых опущены в воду и плотно «вмыты» в дно ваттена – береговой полосы, затопляемой во время прилива, – в фарватере, по которому ходят паромы и курортные пароходики. Гидравлическое сопротивление их тонких стволов ничтожно, они не поддаются напору течения п ударам волн.

Бакены же устанавливают на песке в зоне прилива и на берегу. Это массивные деревянные постройки, резко выделяющиеся на фоне берегового ландшафта – не заметить их трудно. Церковные башенки и другие хорошо различимые вехи, по которым ориентировались мореходы во время оно, сегодня в счет не идут. А вот знаменитый бакен с черным шаром па топе, стоящий у входа в устье Эльбы, все еще считается важным пеленгуемым объектом. Символ Везера, означающий приближение его устья, – старый маяк «Красная отмель» с характерным красно-белым стройным стволом – теперь «работает» просто бакеном. Огонь на нем, правда, горит по-прежнему, но с 1966 г. он «понижен в ранге» и превращен в световой бакен, ибо корпус этого старого «морского волка» не смог вместить всей массы современного оборудования стационарного маяка. Его место занял установленный неподалеку маяк «Старый Везер». Он находится в 50 км от Бремер-хафена, и его свет виден с расстояния в 28 морских миль.

Самый старый маяк западногерманского побережья, который светит и по сей день, стоит на острове Нойверк в устье Эльбы. Соорудили его в 1300 г. Огонь маяка загорается на 38-метровой высоте. Древнейший же из всех известных световых маяков находится на севере Испании, под Ла-Коруньей: он установлен почти две тысячи лет назад, в I в. н. э.

По сей день в качестве навигационных знаков используются и звуковые сигналы, несмотря на то что сейчас уже разработаны куда более оригинальные и современные проекты. Во второй половине прошлого века огромный шаг вперед был сделан в области акустики. Появилась реальная возможность использовать источники звука в автоматическом режиме. Были сконструированы сирены, приводившиеся в действие сжатым воздухом или паром. Они составили изрядную конкуренцию снабженным колоколами буям, которым нередко отводилась весьма романтическая роль в морских историях, принцип их действия был прост: молоточек, раскачиваемый волнами, ударял по корпусу колокола. В 1854 г. автоматические звуковые излучатели установила Франция, годом позже – США, в 1872 г. – Англия и в 1879 г. – Германия. Они должны были уменьшить опасность плавания в тумане, который окутывает окрестности побережья Северного моря 40-50 дней в году.

На побережье Германии соорудили целую сеть автоматических станций подачи звуковых сигналов в тумане. Каждая из них была снабжена электрической мембраной. А когда вихревые потоки и перемещения воздушных слоев усложняли передачу сигнала, проводником звука служила вода. Звукоизлучатели, развешанные под плавучими маяками, посылали в туман сигналы, которые суда могли принимать, если в их бортовые стенки были вмонтированы микрофоны.

Для того чтобы проделать «дырки» в тумане, потребовалась большая исследовательская работа. В 1888 г. Генрих Герц открыл электромагнитные волны. Сразу же после этого начались опыты с целью выяснить, нельзя ли использовать результаты открытия Герца, чтобы помочь морскому делу и портам. В 1905 г. первые установки были опробованы на специальном опытном водоеме, в 1908 г.- на Мюггельзее под Берлином. После окончания первой мировой войны работы в этой области были продолжены. Потом появились радиомаяки. Именно электромагнитные волны позволили сделать видимыми в тумане крупные маяки. Судно пеленговало радиомаяк – это было возможно на расстоянии до 50 миль, – и радист мог довольно точно определить направление на этот маяк и расстояние до него. В 1926 г. таких передатчиков было 25, десять лет спустя – уже свыше 300.

И поныне используется подача звуковых сигналов в тумане. Обычно к этому прибегают небольшие суда; кое-где акустическая аппаратура еще стоит на оконечностях мола, расположенного у входа в гавань. Морские суда подают предупредительные сигналы с помощью наутофона (электроакустический прибор для подачи сигналов резкого высокого тока во время тумана или пасмурной погоды. Такие приборы устанавливаются также на маяках и других береговых ориентирах. Дальность слышимости звука 25 - 28 км.), пришедшего на смену старому паровому свистку. Суда, стоящие на якоре, чтобы привлечь внимание к себе, иногда пользуются еще корабельным колоколом. Но ужасающий вой сирены не смолкает и по сей день. Между тем радиотехнику, шагнувшую далеко вперед, используют не только в тумане, но и в обычных условиях.

Звуковые сигналы, призывающие к осторожности в тумане, посылают в море плавучие и стационарные маяки. Плавучий маяк, стоящий на страже у входа в устье Везера, передает, случись на море туман, буквы азбуки Морзе WE, повторяя их каждые 30 секунд. Стационарный маяк «Старый Везер» с интервалом в 1 мин шлет в эфир морзянкой «AL». Высота тона (частота излучения) у всех мембранных излучателей одна и та же – 300 Гц.





karelia2010@list.ru
© 2010-2011 Все права защищены.
В случае перепечатки материалов ссылка на
www.karelia2010.ru обязательна!