Туристский форум Карелия-2010 Туристический портал



Содержание:



ГлавнаяМетрополии морей ⇒ Между портом и морем

Между портом и морем

Итак, человек отправляется в плавание, оставляя позади себя порт и его окрестности, и наблюдает, как постепенно ускользает от его взгляда берег... Навигационные знаки для него – последние на этом свете ограничители, и ему хочется вздохнуть полной грудью, когда – наконец-то – перед ним неожиданно раскрываются бескрайние просторы моря. Пьянящее чувство беспредельной свободы! Возможен любой путь, любой маршрут – туда или туда – возможно все! Нос судна может обратиться в какую угодно сторону света. Нигде ни единого видимого препятствия, достигнута та вершина свободы, какая только возможна в этом мире!

Полно, да так ли это?

Допустим, что наш пассажир, плывущий на грузовом судне, направляется не в оживленное Северное или Балтийское море, минуя устье одной из западногерманских рек, а из Бордо попадает прямо в Атлантику, Уж тут-то он точно может быть уверен, что перед ним не мираж, не фата-моргана. Разумеется, ему вряд ли удастся склонить капитана на авантюру, уговорив его сменить курс. Однако ни в каком другом месте нашей планеты – кроме как в море – человека не ошеломляет такое ощущение бесконечности пространства.

«Вот оно, свободное море!» – скажет наш друг-путешественник, и нам будет нелегко втолковать ему, что кое в чем он здесь заблуждается. Мы даже рискуем показаться ему мелочными придирами, выясняя, что же он, собственно, имеет в виду и в каком смысле считает море свободным. Итак, пока еще наше судно находится в территориальных водах Франции. Существует здесь и прибрежная зона рыболовства, границы которой простираются еще дальше. Кстати, в международных сферах по сей день ведутся дебаты относительно того, можно ли бурение всякого рода скважин на континентальном шельфе рассматривать с точки зрения горного права. Но даже если в один прекрасный день единое мнение на этот счет и будет выработано и признано всеми и везде, по-прежнему останется открытым вопрос, неужели и вправду каждому будет дозволено забираться в море, сколь ему угодно далеко, и вести на морском дне разведку ископаемых, открывать там подводные фермы или просто сбрасывать в море отходы. Идет ли речь об охране определенных видов морских животных или о мерах против загрязнения морской воды радиоактивными и токсичными веществами – решать все эти проблемы в локальных масштабах невозможно. Они должны затрагивать Мировой океан в целом, если, конечно, стремиться к тому, чтобы с учетом известных науке на сегодняшний день крупных морских течений эти меры возымели свое действие.

Международному судоходству надлежит функционировать в рамках международного права и на основе положений заключаемых договоров. Правило оказывать помощь каждому, кто в ней нуждается, действует во всех уголках всех пяти океанов. В любой момент наше судно, где бы оно ни находилось, следует указаниям своей судоходной компании, с которой поддерживается телефонная связь точно так же, как между двумя городами на суше. Корабль не волен повернуть свой нос туда, куда пожелает. У него есть маршрут, соблюдать который он обязан точнейшим образом. Случись же с судном беда, его будут искать в первую очередь на линии маршрута. Так что море опутано целой сетью обязанностей и обязательств, но также и прав. Тут и частные договоры (договор судоходной компании на перевозку), и права и обязанности, диктуемые морским страхованием, и, может быть, такие, которые вытекают из финансирования судостроения. Это и публично-правовые обязательства: те, которые касаются поведения на море, права на флаг, определенных положений о свободе торговли и многого другого. Поэтому и на воде нет ни клочка «бесправного») пространства. Времена свободы, которой пользовались корсары, миновали безвозвратно. Море превратилось в сферу экономической деятельности людей. И не только потому, что оно – материальная основа транспортных коммуникаций. Не менее важно то, что воды Мирового океана используются в самых различных целях, причем с каждым днем все интенсивнее. Немалый экономический интерес представляет также добыча полезных ископаемых с морского дна.

А как бы отнесся к такому положению вещей Гуго Гроций – человек, первым предложивший ввести правовое понятие «свобода морей»? Его выдающийся эпохальный труд «Mare liberum» («Свободное море»), где речь шла о свободном море, а вовсе не о свободе морей, увидел свет в 1609 г., но только в 1819 г. был переведен на немецкий язык. Неужели затронутые в нем проблемы в Германии никого не интересовали? А ведь он был нашим соседом, родился в Дельфте, и то, о чем он писал, должно было непременно заинтересовать и теоретиков права, и промышленников-практиков, тем более в такой стране, как наша, которая тогда жила в основном за счет перекупки товаров, и жила так в течение долгого времени, отставая от Испании и Португалии, от Голландии и Англии, отставая от всех тех, кто снискал себе славу мореплаванием. И хотя тогда, в XVI в., идея свободы морей занимала многие умы и в других странах, а памфлет Гроция был нацелен против монопольных притязаний Португалии, в Англии его книга была воспринята плохо. Англичан, по всей вероятности, уязвил один из его тезисов, который, собственно говоря, представлял собой квинтэссенцию основных мыслей того времени. Товары, писал Гроций, распределены в мире неравномерно, откуда и проистекает естественное право человека на торговлю. Последнее, однако, без свободного моря невозможно.

Сегодня Гроций наверняка согласился бы со многими реалиями, признав их следствием необратимого процесса развития, Однако он был не только ученым-правоведом, но и государственным деятелем, обладавшим практическим опытом. И он наверняка не признал бы справедливым новейшие и, к сожалению, успешные попытки ограничить экономическую свободу судоходства в целях узконациональных интересов.

Итак, со смешанным чувством удовлетворения и неприятия того, что кажется неприемлемым, но мы вынуждены констатировать, что на восхитительно свободном море, каким оно кажется неискушенному путешественнику, имеется-таки немало ограничений. И существуют они на его глади потому, что все больше и больше людей хочет заполучить и заполучает акции на владение морем, пусть даже и сиюминутной выгоды. Поэтому судно, заходящее в порт, вовсе не меняет некую свободу на некую зависимость. Оно постоянно, всегда и везде остается в сфере экономики, в той сфере, где лишь варьируются те или иные предписания локального свойства. Мы увидим, что их не так уж и много и что, согласно правилам судоходства, судно везде находится у себя дома. Это означает также, что все порты со всем их хозяйством известным образом связаны между собой.





karelia2010@list.ru
© 2010-2011 Все права защищены.
В случае перепечатки материалов ссылка на
www.karelia2010.ru обязательна!