Туристский форум Карелия-2010 Туристический портал



Содержание:



ГлавнаяМетрополии морей ⇒ Таможенный союз

Таможенный союз

До присоединения к Таможенному союзу Германской империи ганзейские города Любек, Гамбург и Бремен обладали автономией в вопросах таможенного права. Это было неоспоримым фактом. У них был свой таможенный суверенитет, и каждый из них волен был поступать со своим портом и своей экономикой так, как считалось правильным поступать в интересах города в целом. Именно последнее обстоятельство определяло суть ганзейской автономии, и именно вокруг этого пункта в 80-х годах XIX в. разгорелись жаркие споры. Вопрос стоял так: отвечало ли присоединение к Таможенному союзу интересам города?

Изнурительные дебаты велись в течение нескольких лет и в самих городах, и между ними. Гамбургу, в отличие от Бремена, выпала роль гораздо более драматичная. А Любек вообще не стал раздувать проблемы до вселенских масштабов: в 1867 г. он отказался от своего таможенного суверенитета и присоединился к Северогерманскому союзу, даже не потребовав за это никакой компенсации.

Что же касается Бремена и Гамбурга, то оба города с незапамятных времен рассматривали свое исключительное право определять систему налогообложения как нечто . незыблемое и чрезвычайно важное и для престижа государства и для его экономики. Взимать пошлину или нет – представлялось неотъемлемым правом каждого города. Но все-таки и длившиеся годами споры, и спокойные, трезвые размышления, касающиеся предмета спора и вопроса, вступать в Таможенный союз или не вступать, – все они в конечном счете вращались вокруг принципа как такового. Вопросы практической выгоды или же вероятных убытков незаметно отодвинулись на второй план. Дети рационального века, мы сказали бы теперь: ах, это были сплошные эмоции... Не было опыта, на который можно было бы опереться. С одной стороны, сделаться частью новой империи всем казалось совершенно естественным; с другой – многие считали прямо-таки одной из заповедей хозяйственного благоразумия сохранять городу тот статус, с которым он добился столь блестящих успехов.

Старая имперская конституция проблемы вольных портов не решала. Этим предстояло заняться будущим законодательным органам. И вот теперь наконец пришло время поставить все точки над i. Политическая же обстановка была такова, что сторонники введения оградительной пошлины явно брали верх. Властям Гамбурга и Бремена было над чем задуматься.

В 30-е годы XIX в. в Гамбурге вошло в привычку именовать вольным портом сам город. И ежели кто-то возмущался по поводу таможенных тарифов, действовавших внутри страны, то кто-нибудь другой тут же заводил речь о «вольном порте-космополите» – верный признак того, что все вопросы, связанные с портом, собирались решать, опираясь не только на юридические постулаты. В 1842 г. секретарь постоянной городской комиссии по вопросам торговли Сётбеер заявил: «В нашу эпоху Гамбург, всячески способствуя развитию своих торговых связей, постепенно ввел в обиход своей таможенной службы принципы столь либеральные, что ныне он вправе претендовать на то, чтобы именоваться германским вольным портом». В 1847 г. в Гамбурге начал выходить еженедельник по вопросам «политики, национальной экономики и литературы» под названием «Германский вольный порт». Когда Ричард Кобден – человек, добившийся отмены британских пошлин на зерно, что в ту пору считалось предзнаменованием введения беспошлинной торговли, -совершал ознакомительную поездку по Европе, в том числе и по России, то на обратном пути он заглянул в Гамбург. Ему был оказан восторженный прием; на обеде в его честь президент постоянной городской комиссии по вопросам торговли заключил свой тост словами: «За прародительницу всех свобод – за свободу торговли!»





karelia2010@list.ru
© 2010-2011 Все права защищены.
В случае перепечатки материалов ссылка на
www.karelia2010.ru обязательна!