Туристский форум Карелия-2010 Туристический портал



Содержание:



ГлавнаяМетрополии морей ⇒ Что такое свободная (вольная) гавань

Что такое свободная (вольная) гавань

Теперь, когда мы уже знаем, что в западногерманских портах есть таможенные флаги и таможенный надзор, обратимся к понятию «свободная гавань» и, не углубляясь особо в вопросы таможенного права, попробуем разобраться, что же это такое. Свободная (вольная) гавань – территория порта, включая водные бассейны, набережные и прилегающие небольшие участки суши со складами, мастерскими, не входящая в состав таможенной территории. В ее пределах допускается ввоз иностранных товаров без оплаты пошлин, их складирование, хранение без ограничения срока, обработка, переупаковка и т. п. При вывозе иностранного товара из свободной гавани в другие страны он также не подлежит оплате таможенными пошлинами и сборами. Товары, ввозимые из свободной гавани в пределы таможенной территории государства, облагаются пошлинами на общих основаниях.

Упоминание о беспошлинном, или, как его еще называют, свободном, таможенном режиме порта вызывает у несведущих его посетителей представление порою самое превратное. Называться вольной гаванью, полагают они, это, конечно же, заветная мечта каждого порта, цель, достижение которой – прямо-таки вопрос жизненной необходимости, и горе тому порту, который не вправе именоваться вольным! Мысль эту подогревают личные впечатления, тот безграничный восторг, который испытывают туристы, находясь на борту плывущего теплохода или попадая на остров Гельголанд и покупая уйму не облагаемых таможенной пошлиной вещей, на которые они в другой раз и вовсе бы не посмотрели – за ненадобностью – или уж по крайней мере не потратили бы на них столько денег.

На территории морских портов некоторые участки обнесены высокой таможенной оградой. Тот, кто перебирается через нее с товаром в кармане, дабы не платить пошлины, занимается контрабандой. Правда, в портовых городах такого не увидишь: слишком уж это рискованно. К тому же игра не стоит свеч: ведь таможные пошлины, как правило, невелики, а на контрольных пунктах двери широко открыты. Именно здесь и осуществляется таможенный контроль. Железнодорожные составы и грузовые автомобили либо сдают свои документы заранее, либо везут их с собой. Оплата производится в другом месте и по безналичному расчету. Только водители-одиночки, если их груз облагается пошлиной, платят тут же наличными. У опытных таможенников глаз наметанный: им сразу ясно, нуждается ли тот или иной груз в проверке или для всей процедуры контроля достаточно легкого кивка головой – так гостиничный портье, бросив на гостя беглый взгляд, без труда распознает, что за птица перед ним.

Неужели территория, лежащая по ту сторону таможенной ограды, и впрямь уже «заграница»?

Вовсе нет, даже с точки зрения таможенного права. Как сказано в Западногерманских таможенных правилах от 14 июня 1961 г., зона, окруженная таможенной границей и именуемая свободной (вольной) гаванью, представляет собой «часть морского порта, которая не относится к таможенной территории и служит в первую очередь для перевалки и хранения товаров, предназначенных для внешней торговли, и на которую не распространяется действие таможенного права в случае, если товары являются таможенным грузом».

По старым таможенным правилам, тем, что действовали, например, в 1906 г., свободная гавань без всяких оговорок считалась заграничной территорией и, следовательно, зоной, где в той или иной форме могли существовать промышленные сооружения. В современных документах, определяющих статус вольного порта, упоминаний о промышленной деятельности нет. В них говорится лишь о товарообороте и некоторых вспомогательных операциях, которые не связаны со взиманием пошлины. В любой стране, где есть вольная гавань, в определении ее правового статуса существуют различные нюансы. В принципе «заграничной» территорией она не считается нигде. Свободная гавань – территория суверенного государства, и с точки зрения таможенного права в этой зоне государственные органы могут преследовать лиц, нарушающих таможенные законы. За всякий облагаемый пошлиной груз по прибытии его в порт должна быть уплачена пошлина. Это общее положение, которое существует априори, а вовсе не заявляет о себе «вдруг» у ворот таможни. Однако в целях поощрения торговли государство пошлины с таких грузов не взимает, не берет с них ни гроша – пока эти грузы находятся вне таможенной территории страны. А если в пределах этой зоны их вновь грузят на борт судна, как это случается при транзитных перевозках, то они и вовсе никогда не облагаются пошлиной. Собственно, поощрение транзитных перевозок и послужило в свое время главным аргументом в решении всех этих вопросов.

В официальных документах ЕЭС содержится следующая формулировка: «Свободная гавань есть территория, представляющая собой часть порта или иную зону со строго определенными границами, контролируемыми таможней, расположенная за пределами таможенной территории или же с определенными оговорками считающаяся таковой, куда товары могут поступать без уплаты ввозных пошлин и сборов; в пределах которой они обыкновенно не подлежат таможенному контролю и где их безо всяких ограничений можно хранить, паковать и демонстрировать или же, при соблюдении известных условий, перегружать, предлагать их для продажи или подвергать переработке».

Горемычным авторам этой формулировки пришлось сделать ее столь пространной, дабы учесть все особенности свободных гаваней, принятые в той или иной стране, входящей в «Общий рынок». В сравнении с западногерманскими портами одна из таких особенностей заключается в том, что эта формулировка не должна распространяться ни на весь порт целиком, ни на какую-то отдельную гавань, а, скажем, только на одно из портовых сооружений. Так, например, в итальянских и испанских портах статусом свободной (вольной) гавани может пользоваться один из причалов или пакгауз.

Наряду со свободными гаванями – территориями, не входящими в таможенные границы страны, – в большинстве государств есть еще «вольные районы» – районы, беспошлинного ввоза. Они не всегда имеют отношение к порту: ими могут быть и другие транспортные узлы, например крупные железнодорожные станции или аэропорты. В США их называют Free Trade Zone – зонами свободной торговли, в романских странах Dosk-Entrepoos (буквально: доки-пакгаузы), в англоязычных – bonded areas. На этот счет в ЕЭС тоже был составлен специальный документ – Директива от 4 марта 1969 г., гласящая: «... в качестве района беспошлинного ввоза, независимо от того, как таковой именуется в той или иной стране, следует рассматривать всякую отделенную от прочих территорию, границы которой определяют компетентные органы стран-членов ЕЭС с тем, чтобы находящиеся там товары не считались пребывающими в таможенной зоне ЕЭС с точки зрения взимания таможенных сборов, дополнительной ввозной пошлины, количественных ограничений и всевозможных налогов или мер аналогичного характера». Следовательно, вольные районы существуют независимо от портов.

Пора сказать несколько слов и о таможенном складе, для которого по возможности отводят отдельную постройку в самом порту или за его пределами. Это здание (или его часть), где под надзором таможенной службы хранятся разного рода грузы. Сохранность грузов, за которые должна быть уплачена пошлина, склад гарантирует. Англичане называют такие склады bonded warehaeses. Расположены они в пределах таможенной зоны.

Наконец, существуют автономные территории, предоставляющие таможенные привилегии: здесь таможенных тарифов либо нет совсем, либо пошлиной облагаются лишь немногие товары. Такой автономной зоной является, например, Гонконг, где пошлина взимается только за ввозимые спиртные напитки и табак. Был такой зоной и Сингапур, правда, до тех пор, пока для определенных отраслей промышленности не установили покровительственных пошлин.

Nota bene: ко всему вышесказанному не имеет никакого отношения так называемая «Зона свободной торговли» – как на языке бизнесменов именуется объединение ряда государств, не взимающих друг у друга пошлин в рамках взаимного товарооборота.

Все эти сведения о беспошлинной торговле, зоне франко, таможне и т. п. могут показаться читателю схоластичными, а кое-где и попросту сбить его с толку. Однако сама по себе идея – поощрять ввоз товаров в страну через гигантские ее ворота, через морской порт – имеет интереснейшую историю, к которой зачастую примешивалась высокая политика, а не только экономическая. Складывается впечатление, будто в ушедшие века таможенная пошлина играла роль куда большую, нежели сегодня. В этом убеждают нас и отдельные события, происходившие в обоих крупнейших германских портах в конце минувшего века, – к рассказу о них мы еще вернемся. Вопросы таможенной пошлины возводились в ранг проблем государственной политики. Именно им оба ганзейских города – Бремен и Гамбург – обязаны были возникающей порою недоброй молвой, что-де ни тот, ни другой отечество свое ни в грош не ставят, а хотят лишь обогатиться за счет национальных интересов.

Сегодня таможенные операции утратили былую значимость и в сфере политики, и в глазах общественного мнения. Впрочем, сами по себе пошлины сохранятся еще надолго, оставаясь, так сказать, фискальными таможенными пошлинами, которые отражают не стремление правительств создать режим наибольшего благоприятствования для экономики собственной страны, а интересы государственной казны. Во всяком случае, практика портового хозяйства показывает, что таможенные сборы и пошлины лишь очень редко используются для того, чтобы как-то ограничить или вовсе пресечь обмен определенного рода товарами.





karelia2010@list.ru
© 2010-2011 Все права защищены.
В случае перепечатки материалов ссылка на
www.karelia2010.ru обязательна!