Туристский форум Карелия-2010 Туристический портал



Содержание:



ГлавнаяМетрополии морей ⇒ История лоцманского дела

История лоцманского дела

История лоцманского дела на европейском побережье весьма занимательна. Она порой не чужда духу авантюризма.

С конца XVI в. лоцманы находились в распоряжении Гамбурга. С 1639 г. в нижнем течении Эльбы, на участке реки, лежащем между Гамбургом и Куксхафеном, пребывание лоцмана на борту судна было непреложным законом. В ту пору речь шла не только о безопасности судов. Властям был нужен острый глаз: посматривать, нет ли где контрабанды, следить за уплатой таможенных пошлин и прочих сборов, за соблюдением предписаний о хранении товаров, на которое требовалось специальное разрешение. Именно по этим причинам лоцманское дело затрагивало сферы высокой политики и интересы земельных князей и частенько служило причиной возникновения серьезных межгосударственных конфликтов.

Некогда могущественный город Брюгге еще в 1447 г. издал указ, регламентирующий деятельность лоцманов, и распорядился в обязательном порядке использовать их службу на реке Свин. В Роттердаме, где лоцманское дело было сосредоточено в руках государства уже с середины прошлого столетия, его история прослеживается до конца XIII в., т. е. до той эпохи, когда благодаря стараниям Ганзы оживилась европейская торговля, а с нею и мореплавание.

Причиной, побудившей мореплавателей обращаться за помощью к лоцманам, были многочисленные отмели, заливы, бухты, которые нездешнему человеку очень затрудняли плавание. Первыми лоцманами были рыбаки. Кто-кто, а уж они-то знали реку как своп пять пальцев. К слову сказать, прибегать к их помощи следовало осмотрительно: порою они мало чем отличались от пиратов. В условленном месте они сажали судно на мель, отправлялись за «подмогой», а потом вместе со своими подручными грабили беспомощный корабль или присваивали его себе целиком, расправляясь с командой, чтобы убрать ненужных свидетелей. Не отставали от них и иные капитаны: брали лоцмана на борт, а потом, чтобы не платить ему, высаживали где-нибудь на пустынном берегу, а то и вовсе бросали беднягу за борт.

В Англии в 1514 г. создали лоцманскую службу – The most glorious and individable Trinity, в обязанности которой входило не только оказание помощи судам, но и разметка фарватера. Служба отвечала также за обучение лоцманов и следила за тем, чтобы они получали соответствующее вознаграждение. В 1588 г. эта служба была преобразована в The Corporation of Trinity House, которая существует по сей день и заслуженно пользуется высоким авторитетом. За образец лоцманского права было взято морское право Висби. Висби вообще считается колыбелью современного морского права. Однако авторы документов, регламентирующих работу лоцманов, не забывали и о декрете Филиппа II Испанского, согласно которому лоцманским делом дозволялось заниматься лишь лицам, имеющим соответствующее разрешение властей.

В 1615 г. лоцманскую службу основали Голландия и Западная Фрисландия. В 1799 г. функции верховного надзора были переданы флоту; надзор этот и поныне осуществляет флаговый офицер. А в 1895 г. в законодательном порядке был установлен сбор за услуги лоцманов. Кандидатам в лоцманы надлежало выдержать экзамен, после чего их приводили к присяге.

Нигде история лоцманского дела не была столь насыщенной событиями, как на берегах Везера. Административная раздробленность с давних пор была немалым препятствием на пути экономического и культурного развития городов, находившихся в бассейне реки Везер. Старейшими морскими лоцманами были жители острова Гельголанд. Они водили суда по Везеру, Эльбе и Айдеру, и еще в 1787 г. это их право было подтверждено в указах датского правительства. Чтобы сделаться лоцманом, надо было учиться и держать экзамен. Жители Гельголанда водили суда вверх до Бремена. Это был немалый путь. Доказывая свою компетентность, на экзамене они отвечали на 100 вопросов – дело весьма непростое. Так продолжалось до середины прошлого века. А потом обитатели Гельголанда утратили интерес к лоцманскому делу: остров постепенно превращался в курорт, а эта отрасль экономики сулила хорошую прибыль. С 1860 г. гельголандцев среди лоцманов уже нет.





karelia2010@list.ru
© 2010-2011 Все права защищены.
В случае перепечатки материалов ссылка на
www.karelia2010.ru обязательна!