Туристский форум Карелия-2010 Туристический портал



Содержание:



ГлавнаяМетрополии морей ⇒ В западногерманских портах

В западногерманских портах

Порт далеко не всегда загружен одинаково. Периоды большого «наплыва» судов чередуются с периодами относительного затишья. Но обслуживать суда всегда нужно быстро, и поэтому всякий раз на разгрузке должно быть людей ровно столько, сколько нужно для того, чтобы справиться с работой в оптимальные сроки. Следовательно, в порту и его многочисленных предприятиях должно быть такое число занятых, которое здесь требуется в «часы пик». Получается, что в остальное время порт вынужден оплачивать труд людей, для которых в данный момент попросту нет работы. Ясно, что подобной роскоши из экономических соображений порт позволить себе не может. Поэтому уже довольно давно, еще в прошлом веке, во всех, пожалуй, крупных портах введены правила, которые учитывают интересы как «перевозчика», так и портовых рабочих.

В западногерманских портах, к примеру, это регулируется следующим образом: в различных службах порта – в отделениях железной дороги и автомобильного транспорта, в транспортно-экспедиционных агентствах, на складах, в конторе по найму грузчиков, в судоходных компаниях, на перевалочных базах, принадлежащих отдельным фирмам, – повсюду имеется постоянный персонал. Для этих людей работа, как правило, есть всегда. Они числятся в штате и работают только здесь, и нигде больше. В гамбургском порту, например, и на портовых складах Бремена численность таких работников достигает нескольких тысяч человек. Если объем работ возрастает, людей нанимают дополнительно. Однако, как мы уже убедились, работа эта не каждому по плечу: здесь требуются грамотные, сведущие в своем деле люди – опытные докеры. Разумеется, было бы нелепо требовать от этих людей, чтобы они неопределенное время томились в состоянии «боевой готовности»; поэтому они подыскивают себе место на стороне, и порт, таким образом, может потерять квалифицированные кадры. Для того чтобы удержать их, различные службы порта, объединившись и образовав что-то вроде ассоциации, учредили так называемый фонд гарантированной заработной платы, куда они постоянно отчисляют установленные суммы. Средства этого фонда идут на оплату труда временных докеров, пока работы в порту для них нет. Ежедневно, по мере надобности, они направляются на тот или иной участок порта и по возможности используются в соответствии с их специализацией. Это профессиональные докеры, и по своему социальному статусу и квалификации они приравниваются к штатному персоналу.

Подобные правила, введенные в Германии в начале нынешнего столетия, в Англии существуют с 1825 г. Сегодня английские докеры образуют отраслевые профсоюзы, которые входят в британские тред-юнионы. Профсоюз следит за тем, чтобы докеры получали работу в определенной последовательности. В Лондоне портовые рабочие категории «A» – это люди, у которых, подобно штатному персоналу в Западной Германии, есть постоянная работа на причале. При нехватке рабочих рук первым получит работу докер категории «В». Докеров категории «C» подключают к погрузке и разгрузке, когда все докеры категории «B» заняты, а рабочие руки все еще нужны. Такая система распределения работ в порту оставалась неизменной с 1825 г. вплоть до 1908 г. и не имела под собой никакой правовой основы. В 1908 г. вступила в силу Хартия Лондонского порта, которая узаконила создание автономной администрации, именовавшейся Port of London Authority. Процедура с использованием докеров категории «A», «B» и «C» была законодательно закреплена. И соответствии с положениями Dock Workers Order от 1967 г. докеры всех портов считаются постоянными кадрами и регулярно получают заработную плату.

В роттердамском порту, где все оборудование, механизмы, пакгаузы и т. д. являются частной собственностью, вопрос распределения работ, естественно, решается иначе. В Антверпене так же, как и в других европейских портах, докеры причисляются к квалифицированным рабочим, причем среди них тоже наблюдается специализация. Они должны обязательно проходить специальную подготовку. Если претендент на место докера отработал за год установленный минимум смен, то его принимают в группу штатных портовых рабочих. У всех докеров или кандидатов на это звание имеется специальная карточка, с которой они каждое утро являются к месту распределения работ. В течение десяти минут работодатель вправе выбирать людей по своему усмотрению, если он – что тоже может случиться – не сделал этого накануне. Того, кто по окончании этой процедуры места так и не получил, направляют на работу централизованно. Ну а те, у кого имеется твердая договоренность относительно места работы, могут и вовсе не появляться на «бирже».

Во французских портах временных докеров направляет на работу Центральное бюро труда, созданное в соответствии с законом от 6 сентября 1947 г. Бюро, в которое на паритетных началах входят работодатели и рабочие, следит за тем, чтобы докерам выплачивалась заработная плата, размер которой установлен совместно Морским союзом и профсоюзом. Предприниматели и торгово-промышленная палата берут постоянных докеров в штат, обучают их и затем пользуются их услугами длительное время. В Марселе, например, загрузка и разгрузка судов находится в руках предпринимателей, которые имеют постоянный персонал и, кроме того, ежедневно дополнительно набирают людей через Центральное бюро. С этими временными докерами также заключаются коллективные договоры и соглашения по вопросам заработной платы.

А вот в Генуе постоянного контингента временных рабочих нет. Портовые работы распределены между несколькими союзами. Последние сами направляют людей на те или иные работы, и, кстати, эти докеры являются в порт с собственными подсобными средствами труда.

Современные докеры давно уже перестали быть поденщиками – обстоятельство, характерное почти для всех портов. Вызвано это не только расширением ассортимента грузов или конкуренцией между портами в области квалифицированной обработки отдельных видов морского груза. Дело еще и в том, что все более сложные и дорогостоящие машины и механизмы можно доверить только людям технически грамотным и хорошо подготовленным, которых выгодно приглашать на длительный срок.





karelia2010@list.ru
© 2010-2011 Все права защищены.
В случае перепечатки материалов ссылка на
www.karelia2010.ru обязательна!