Туристский форум Карелия-2010 Туристический портал



Содержание:



ГлавнаяМетрополии морей ⇒ Дела и заботы порта

Дела и заботы порта

Самый совершенный механизм на свете не стоит и ломаного гроша, если рядом нет человека, который умеет с ним обращаться. Так кто же они, эти люди, работающие в порту?

Людям со стороны профессия «портовый рабочий» мало что говорит. По одному лишь названию невозможно ни определить круг задач, с которыми придется столкнуться человеку этой профессии, ни представить себе, что же все-таки он должен знать и уметь. Давайте же присмотримся к этой работе. Прогулка по порту уже позволила нам заглянуть в его святая святых, где совершается масса разнообразнейших операций. Кое-кто наверняка подумал о том, что осуществляют их люди с различной профессиональной подготовкой. Ведь нельзя же в самом деле доверить рабочее место кому попало – да этого и не скажешь, наблюдая за тем, с какой четкостью ведется погрузка и разгрузка. Здесь управляют сложными машинами, мощными и тяжелыми.

Ошибись водитель – и может случиться беда, небольшая ошибка создает опасность для работающих рядом людей. Или всего один неловкий толчок – и юркий, но тяжелый автопогрузчик растеряет все, что он везет, пли же опрокинет уложенные в штабеля грузы. Автотележка с грузоподъемным устройством, которая используется при разгрузке трейлерных судов, может повредить механизм- рампы, что обернется для судна лишним днем стоянки в порту. А уж если столкнутся между собой два портальных погрузчика с грузом – контейнерами, то убытки придется считать на тысячи. Небрежность крановщика может стоить жизни грузчику, работающему в корабельном трюме, – если его вдруг «заденет» сорвавшийся сверху груз.

В каждом порту есть человек, в обязанности которого входит точное установление причин несчастного случая и восстановление картины случившегося. Его называют инспектором по технике безопасности или как-нибудь иначе. Он сообщает о происшедшем представителю администрации порта. Там незамедлительно устанавливают, что следует предпринять, чтобы впредь не допускать подобных случаев: что-то перестроить, организовать по-иному работы или внести изменения в правила техники безопасности.

Работа в порту требует специальной подготовки. Сегодня, конечно, затраты физического труда здесь куда меньше, чем в былые времена. Но более простым этот труд не стал. Обслуживание современных сложных машин – занятие весьма напряженное и изнурительное. Причем сегодня всего-навсего одна ошибка влечет за собой последствия куда более серьезные, чем, скажем, 25 лет назад.

В порту работают группами. Рабочие должны знать друг друга и составлять хорошо «сыгранную» команду. Такие группы работают как на судне, так и на причале. Погрузочно-разгрузочные работы на борту выполняют специальные фирмы. Безусловным авторитетом среди рабочих-докеров пользуется их «старшина». Он формирует бригады, каждая из которых обслуживает один из корабельных люков. Разгружая судно, бригада делает «удобоподъемными» грузы, которые затем поднимает кран, а при погрузке – размещает грузы в трюме, тщательно следя за тем, чтобы в пути они не смещались и тем самым не нарушали остойчивости судна и не повреждали друг друга. Для того чтобы исполнить все это подобающим образом, требуется опыт, смекалка и знание товаров. Работы у грузчиков хватает: нужно соорудить перекладины, сшить гвоздями перегородки, занайтовить шасси, чтобы те не разъезжали по трюму... Перечень работ можно продолжить. За ходом погрузки наблюдает кто-нибудь из командного состава: надо знать, как может груз повлиять на ходовые качества судна, да и вообще следует иметь представление о том, что находится на борту. Последнее особенно важно, если вдруг возникнет пожар. Обычно этим занимается первый помощник капитана. Он же подготавливает и план погрузки.

Со своих подоблачных высот крановщику далеко не всегда удается уследить за тем, что происходит в трюме. Поэтому его действия направляет человек, стоящий на палубе у края люка. Движение его рук, точные и уверенные, делают его похожим на дирижера, властно ведущего за собою оркестр. Все работы на причале и в пакгаузе выполняет персонал порта или же частной фирмы – владелицы причала. Судовая команда в погрузке не участвует. В государственных портах существует строгое разграничение функции: здесь есть ответственный за пакгауз и пакгаузный мастер, мастер по разметке площади пакгауза и «старшина» грузчиков.

Среди людей, причастных к погрузке, в немецких портах есть те, кого называют кюперами. Они проходят специальный курс обучения, сдают экзамены, а нередко еще и специализируются на каком-то одном виде товара – хлопке, табаке и т. п. Кгоперы к тому же и квалифицированные упаковщики, которые приводят в порядок поврежденные тюки; они осуществляют контроль товаров и всевозможные проверки, которые нередко начинаются еще в пакгаузе.

Крутившиеся в порту ученики прежде частенько становились объектом розыгрышей. Одна из традиционных шуток, переходившая от одного поколения портового люда к другому на протяжении добрых ста лет, сводилась к следующему: ученика посылали на другой конец порта с поручением раздобыть пилу для пилки хлопка. «Владелец» пилы с серьезнейшим видом говорил запыхавшемуся молодому человеку, что он ее, к сожалению, только что одолжил такому-то и туда-то; так пусть уж молодой человек не сочтет за труд сбегать к нему. А «там-то» ученику вновь с превеликим сожалением сообщали, что пилу как раз отдали заточить, но что она, вероятно, уже готова, и не будет ли юноша так любезен сам забрать ее у мастера. Ученики, соображавшие, что их попросту дурачат, безмятежно вытягивались на солнышке на соседней пакгаузной платформе и, подремав некоторое время, с невинным взором представали перед своим наставником.

Грузы, которые поднимают на борт пли принимают на берегу, пересчитываются дважды: первый раз это делает агент судоходной компании, которая, взявшись за перевозку, несет за него ответственность, во второй – представитель порта, так как порт тоже отвечает за грузы, которые доставляет или забирает экспедитор. Поскольку обычно судоходная компания, особенно иностранная, не может постоянно держать в том пли ином порту своих людей – судовая команда не в счет, она должна соблюдать нейтралитет, – то она обращается к услугам специальной фирмы. Непредвзятость учетчиков скреплена присягой. Услугами подобных фирм пользуются также и другие компании, обслуживающие гавань. Учетчиков приглашают, если грузы требуется обмерить, взвесить, пересчитать или осуществить другие подобные операции. Результаты проверки учетчик заносит в протокол.

Экспедитор, работающий в порту, – это доверенное лицо фирмы, по поручению которой он отправляет и принимает грузы. Поэтому, как только транспорт прибывает в гавань, именно ему надлежит выяснить первым, в каком количестве и в каком состоянии доставлен груз – не поврежден ли, не ухудшилось ли его качество из-за какой-нибудь поломки, из-за просочившейся сквозь упаковку морской воды, повышенной влажности в трюме (запотевание может произойти в пути и вследствие разницы температур), проверить, не начали ли гнить и сохнуть овощи и фрукты, – словом, выявить, прибыл ли груз в целости и сохранности. Делается это потому, что в случае предъявления рекламации нужно будет доказать, когда же именно груз испортился: до прибытия судна в порт или уже после, а может, это произошло даже по вине продавца.

Ни за то, ни за другое покупатель ответственности не несет.





karelia2010@list.ru
© 2010-2011 Все права защищены.
В случае перепечатки материалов ссылка на
www.karelia2010.ru обязательна!