Туристский форум Карелия-2010 Туристический портал



Содержание:



ГлавнаяМетрополии морей ⇒ Флаги портовых городов

Флаги портовых городов

В ту пору, когда флаги портовых городов еще не стали общепринятым явлением, германские суда поднимали на топе красный флаг, английские – белый. По ним определяли, под чьим покровительством находится корабль. Покровителями были германский император и король Англии. В конце XIII в. красный вымпел, который несли на своих мачтах немецкие корабли, утратил это значение. Но еще до того здесь произошли многие перемены. В XI и XII вв. мореплавание бурно развивалось. В своих дальних плаваниях корабли северных стран достигали Средиземного моря, а через Балтийское море – границ России. Простых, неведомых в чужих краях символов оказалось уже недостаточно. Нужно было ясно показать, на чью защиту в случае необходимости может рассчитывать то или иное судно. Знамен суверенных государств, которым можно было бы уподобить корабельные флаги, не существовало.

В ту пору известны были гербы и ряд других геральдических знаков. Отличительные знаки стали появляться на кораблях в середине XIII в. Нанесенные на борт судна, на море они были заметны лишь с очень близкого расстояния, а если корабль двигался, то и вовсе не видны. Поэтому вскоре их перенесли на паруса. Корабли-«крестоносцы» (в Германии такие суда отплывали, например, из Кёльна) несли на своих парусах изображение креста. Довольно скоро стало ясно, что в чужеземных портах к кораблям, несшим на себе знаки княжеской власти, относились весьма почтительно, что по ряду причин бывало весьма кстати. Стали искать для себя надежных покровителей и владельцы судов, не всегда даже обращая внимание на то, насколько действенным может оказаться их покровительство в каждом отдельном случае. А затем и сами владетельные князья открыли этот способ демонстрации своего престижа и власти и стали повелевать, чтобы все их корабли несли на себе подобные отличительные знаки.

Но отличительный знак княжеской власти было видно лишь на поставленных парусах. При заходе в порт паруса убирались. Потому-то флаг и определили на верхушку мачты. С тех пор к помощи флага прибегал всякий, кто намеревался продемонстрировать окружающим то, что могло породить всеобщее любопытство и вызвать к себе чувство почтения.

Первыми свои флаги на судах подняли города-республики Пиза и Генуя. Следовательно, это был флаг родины. Их примеру последовали Венеция и Марсель, хотя последний и не был вольным городом, а находился под княжеским суверенитетом.

В портовых городах северного и северо-западного побережья Европы республик, обладавших суверенными правами, не существовало. Но князья были далеко, а их власть невелика. Штральзунд, к примеру, совершенно не занимало то обстоятельство, что он относился к княжеству Рюген и, стало быть, даже к Дании. В Бремене, правда, духовная, а поначалу и административная власть архиепископа была довольно сильна. Однако в дела, связанные с мореплаванием, архиепископ не вмешивался. Его духовная власть распространялась и на Гамбург, хотя административно архиепископству подчинялась лишь старая часть города, в то время как новая считалась владением графа Гольштейнского. Последний же позволял городу самостоятельно решать все вопросы, касавшиеся флагов, ибо город пользовался его особой благосклонностью и всяческой поддержкой. Но там, где существовала сильная централизованная власть, например, на атлантическом побережье Франции или в Англии, корабли флагов портовых городов не имели.

Примерно в одно время с городами Средиземноморья свой флаг на корабельных мачтах стал поднимать и любекский порт. Город, правда, имел своего хозяина, которому подчинялся, но тот был далеко. Им был сам германский император. Любек уже тогда подчинялся непосредственно ему. Никому, однако, и в голову не приходила мысль нанести на городской флаг знаки императорской власти, хотя черного орла со знамени императора частенько изображали на гербах многих городов. Корабельный флаг Любека представлял собой вытянутый вверх красный прямоугольник с горизонтальными белыми полосами посередине. Таким он и остался с 1280 г. За Любеком последовал Штральзунд, который ввел красный флаг с белым знаком, напоминающим наконечник копья с белым оперением. Около 1300 г. у себя на кораблях подняла флаг – белый крест на красном фоле – Рига, а Дордрехт – флаг с красной, белой и еще одной красной горизонтальными полосами. Примерно с 1400 г. корабли Данцига (Гданьска) имеют флаг – два белых креста па красном поле, а много позже своим собственным флагом – две белые и две красные полосы – обзавелись корабли Висмара. Ганза уже давно требовала от входящих в ее состав городов поднимать на кораблях свои городские флаги. Во второй половине XIV в. они имелись почти на всех ганзейских судах.





karelia2010@list.ru
© 2010-2011 Все права защищены.
В случае перепечатки материалов ссылка на
www.karelia2010.ru обязательна!