Туристский форум Карелия-2010 Туристический портал



Содержание:



ГлавнаяМетрополии морей ⇒ Флаги на борту корабля

Флаги на борту корабля

Морские суда опознают и различают по их флагам, по маркировке на трубах и, наконец, по названиям. Если корабль двухмачтовый, то на передней, так называемой фок-мачте крепится флаг того государства, куда судно направляется, или же того, откуда оно следует. На грот-мачте развевается флаг судоходной компании. А если есть еще и гафель, наклонный рей, закрепляемый нижним концом па верхней части мачты, то на нем, пока корабль в пути, поднят флаг страны, в одном из портов которой он приписан. В порту национальный флаг с мачты убирают. Его поднимают на кормовом флагштоке, а на носу корабля поднимают другой, так называемый гюйс: это флаг того порта, к которому корабль приписан.

Все прочие флаги, находящиеся на борту корабля, – сигнальные. Каждой букве алфавита соответствует свой сигнальный флажок. Если корабль поднимает два флага, соответствующие букве Q, это значит, что на судне возможно наличие инфекции. Если подозрение подтверждается, поднимают флажки QL. Желтый карантинный флаг свидетельствует о том, что на судне все здоровы.

Сигнальные флаги кораблям придется поднимать и впредь, несмотря на то что техника связи уже сегодня позволяет вести обмен информацией между судном и берегом даже тогда, когда расстояние между ними в несколько раз больше того, с какого можно распознать флаг.

Вымпел родины – узкий и длинный, такой теперь увидишь в порту нечасто – поднимали, когда после длительного отсутствия корабль возвращался в родную гавань. По-прежнему пользуются на борту услугами «синего Питера» – сигнального флага, на котором изображен белый прямоугольник с синей каймой, но первоначальное свое значение он утратил. «Синий Питер», поднятый на судне, стоящем в порту, означает, что команде надлежит прибыть на борт, ибо в ближайшие 24 часа корабль покинет гавань. Своим романтическим наименованием флаг обязан английскому военному флоту. Появление его на флагманском корабле означало приказ, обращенный к остальным судам: «Все командиры кораблей – к адмиралу!» В качестве подтверждения, что приказ понят, всем судам предписывалось сигнал повторить. Делалось это по команде blue repeater – «синий повторить», – которая в устах немецких моряков превратилась в blauer Peter – «синего Питера».

На борту корабля имеются только флаги и вымпелы. Знамен здесь нет. Чем отличается флаг от знамени? Знамя единственно в своем роде, заменить знамя нельзя. Знамена не покупают в магазине и не получают на складе – их торжественно вручают. Иначе с флагами: старые выбрасывают и заменяют новыми, это просто кусок ткани, не представляющий особой ценности.

Различия между флагом и вымпелом куда прозаичнее и отнюдь не столь велики. Средневековый флюгер, продолговатый прямоугольник, символизировавший флаг, поднятый на верхней части мачты – топе, походил больше на вымпел, нежели на флаг. В наши дни треугольную форму вымпела на морских судах переняли сигнальные флаги. На спортивных судах у вымпелов другое назначение. В сравнении с долгой историей мореплавания традиция поднимать национальный флаг относительно молода. Первыми это стали делать голландцы – произошло это в XVI в.; вскоре их примеру последовали и другие народы, снаряжавшие свои корабли в плавание.

Некоторые могут, пожалуй, возразить, что первым государственным флагом, поднятым на корабле, был флаг Священной Римской империи, поскольку один из ее правителей, Фридрих II, повелел поднимать на своих кораблях, курсировавших между Сицилией и Палестиной, флаг желтого цвета – цвета королевского знамени. Однако желтое знамя императора украшал еще и орел, которого на корабельных флагах не было. Поэтому можно полагать, что желтый корабельный флаг являлся, скорее всего, просто отличительным знаком, а вовсе не символом королевской власти. Знаком же королевского покровительства считался красный гонфалон (от итальянского Gonfalone – воинское знамя). Но поднимать этот флаг или демонстрировать на все четыре стороны орла не позволяли тогдашние нормы права, поскольку императорского флота как такового не существовало. Императорские законы распространялись лишь на те территории, где прекращалось действие суверенных прав княжеских семейств. А уж владетельные князья внимательно следили за тем, чтобы суда были украшены отличительными знаками их княжеской власти.





karelia2010@list.ru
© 2010-2011 Все права защищены.
В случае перепечатки материалов ссылка на
www.karelia2010.ru обязательна!