Туристский форум Карелия-2010 Туристический портал



Содержание:



ГлавнаяМетрополии морей ⇒ На дальние расстояния

На дальние расстояния

Больших приготовлений для приема плавучих контейнеров от порта не требуется. Им нужно небольшое пространство на воде подходящей глубины и достаточно спокойное, находящееся в стороне от движения судов и по возможности защищенное от ветра. Теоретически – только теоретически – подъем и спуск лихтеров на воду осуществимы, как полагают конструкторы, при высоте волн до 3 м. Судно-матка пришвартовывается к палу (пал - причальное устройство в воде, служащее для швартовки судов на рейде) пли стоит на якоре. Ему не нужны 300 м драгоценного пространства портового пирса. В этом заключается существенное достоинство данного вида перевозок.

Сложность, однако, состоит в том – и тут-то мы вновь возвращаемся к порту, – что лихтерам для того, чтобы выгрузить содержимое и взять новый груз, предстоит еще путешествие в глубь страны по ее водным трассам. В Европе для лихтеров закрыта большая часть каналов, если глубина их осадки превышает 2,5 м – принятый европейский стандарт. Так же обстоит дело и с большинством рек. Из Роттердама, если уровень воды позволяет, лихтеры могут подняться до среднего течения Рейна, а из Бремерхафена доплыть до Бремена – 60 км вверх по течению. Поэтому судовые компании беспокоит вовсе не то обстоятельство, что из Нового Орлеана, Хьюстона, Панамы или другого заокеанского порта прибывает большой груз. Гораздо больше их заботит вопрос, чем заполнить лихтеры, отправляемые назад за океан.

Лихтеры доставили Европе немало хлопот и с точки зрения навигации. Глубина их осадки, равная 3,1 м, рассчитана на наиболее благоприятные условия в бассейне реки Миссисипи. Там заинтересованы загружать их, исходя из такой осадки, – в отличие от Европы, где возможности речного судоходства в этом плане весьма ограниченны. Крупные «ящики» вообще не вписывались ни в какие инструкции, регламентирующие движение по европейским рекам. Чтобы «прописать» их в Западной Германии, потребовалось предпринять кое-какие шаги административного порядка. В Голландии представители речного пароходства даже запрашивали парламент, в частности, о перспективах использования лихтеров в системе международных перевозок по Рейну.

На дальние расстояния внутри страны лихтеры не отправляют по коммерческим соображениям. Требуется очень много времени, чтобы лихтер, отправленный из Роттердама в Кёльн, вновь вернулся в Роттердам к месту стоянки лихтеровоза. Да и вряд ли найдется в стране много заказчиков, готовых, разом принять 500 т груза из Нового Орлеана или другого порта, специализирующегося на отправке лихтеров. К тому же посылать так далеко один-единственный лихтер чересчур накладно. В конце концов оказалось, что этот способ перевозок имеет смысл использовать тогда, когда ни контейнерное, ни трейлерное сообщение себя не оправдывают: либо потому, что вовсе не требуется доставлять груз «от двери до двери», либо потому, что любой грузовик оказывается для контейнера чересчур мал. А может случиться, что контора заказчика находится в порту, и тогда лихтеры в силу своей специфики позволяют ему сэкономить на издержках.

Этот способ перевозок тоже имеет свою предысторию. Можно только строить догадки, знали ли о нем изобретатели плавучих контейнеров. Очень давно одна немецкая судоходная компания, бременская «Ганза», попробовала использовать похожий способ за пределами своих портов. Обработка судов в гаванях Ближнего и Дальнего Востока, которые эта компания обслуживала, частенько велась не лучшим образом. Это было связано и с чрезмерной загруженностью порта, и с низкой производительностью труда, и с плохой организацией работ. Время ожидания на рейде обходилось все дороже и дороже. Тогда и было решено во время стоянки судна на рейде спускать на воду находившиеся на борту лихтеры и производить разгрузку и загрузку судна с их помощью. Разумеется, такие лихтеры, снабженные к тому же двигателем, в отличие от плавучих контейнеров служили не просто «упаковочным средством», а представляли собой хоть и маленький, но вполне самостоятельный вид транспорта: их загружали на борту судна, а назад они возвращались порожняком, пли наоборот.

Было придумано и кое-что помасштабнее плавучих контейнеров: сконструированы лихтеры длиной 33 м и шириной 11,5 м, с высотой борта 5,6 м, снабженные собственным двигателем ограниченной мощности. Они не зависят от буксиров и толкачей и могут даже самостоятельно одолеть недлинный морской маршрут. Этим «деткам» лихтеровоза дали имя «морская пчелка». В европейские порты такие суда не заходили еще ни разу. А в портах, расположенных в устье Рейна, «морскими пчелками» именуют и те безмоторные лихтеры, что втаскиваются на судно-матку по слипу.





karelia2010@list.ru
© 2010-2011 Все права защищены.
В случае перепечатки материалов ссылка на
www.karelia2010.ru обязательна!