Туристский форум Карелия-2010 Туристический портал



Содержание:



ГлавнаяМетрополии морей ⇒ Крутые повороты в судьбе портов

Крутые повороты в судьбе портов

Если бы во времена греческого философа Гераклита уже была написана история морских портов, несомненно, многие стали бы утверждать, что высказанная им идея о непрерывности изменений («все течет», «в одну реку нельзя войти дважды») относится именно к ним. Почти 3000-летняя история морских портов – это история непрекращающихся подъемов и спадов, смены периодов буйного подъема и глубокого упадка. Для некоторых из них, таких, например, как древняя Остия, подобный упадок однажды означал окончательную гибель. Конечно, с заиливанием порта и песчаными заносами, пожалуй, можно было бы еще бороться, если бы над самим городом не нависла смертельная угроза: многие умирали от свирепствовавшей здесь малярии, многих эта болезнь вынуждала навсегда покинуть город. Но у многих портов еще достаточно оставалось сил, чтобы все начинать сначала.

Разумеется, лишь немногие из них могли в своем развитии добиться того положения, которое они когда-то прежде уже занимали. В этом были повинны обстоятельства, характерные для данного времени, или какие-либо обстоятельства чисто технического порядка, бороться с которыми человек был просто бессилен. В наши дни может сложиться такое впечатление, что современным, бурно развивающимся морским портам якобы ничего подобного не угрожает. Но следует задуматься над тем, что – именно по этой причине в книге уделяется столь большое внимание истории развития судоходства и портового хозяйства – возраст современных портов не превышает нескольких десятилетий – период, весьма короткий даже в истории самих этих портов. Несомненно и то, что даже вторая мировая война, принесшая с собой неисчислимые бедствия для всего человечества, полностью не стерла с лица земли ни одного аорта. В этой связи можно было бы также предположить, что уцелевший экономический потенциал хинтерланда дает определенные шансы любому из этих портов. Однако нельзя забывать и о том, что мы живем в век рационализации и концентрации экономических процессов, когда никто не может с точностью сказать, а как это все будет выглядеть, скажем, через 50 лет.

Каковы же причины крупных поворотов в судьбе морских портов? Чем следует объяснять подъемы и спады, неразрывно связанные с их историей?

В одних случаях расцвет порта объясняется его исключительно благоприятным географическим положением – на перекрестке оживленных транспортных путей. В других – благоприятную «питательную среду» создают удачно складывающиеся экономические условия. Наконец, в-третьих, – определенную роль играет влияние столь мало надежного и нестабильного фактора, каким являются соображения высокой политики. Многочисленны и факторы, действие которых приводит к упадку портового хозяйства: изменения в политике, проводимой государством, перемены в хозяйственной структуре порта, действия стихийных сил природы и т. д. Печальная судьба постигала бы порты гораздо чаще, если бы в самый последний момент не появлялись сильные личности, которые не только видели возможности спасения, но и были в состоянии найти силы и средства, чтобы реализовывать их на практике.

Читателю уже известно, что история основания лиссабонского порта связана с финикийцами, основавшими селение в 15 км от устья реки Тежо. На смену финикийцам пришли римляне. Но время развития порта еще не подошло. Дело в том, что он все еще находился на периферии хозяйственной жизни того времени. Но вот наступил и этот долгожданный час. Последовали многочисленные открытия и завоевания, непосредственными участниками которых были португальцы. «Помощь» в этом деле им оказывали и крестоносцы. В Новом Свете уже насчитывалось 1260 поселений, основанных ими.

Предпринималось многое для их быстрого развития. Сложились благоприятные условия для развития трансатлантических перевозок. Начиная с XII в. в лиссабонском порту стали появляться иностранные корабли. В XIV в. он становится крупнейшим торговым портом мира. Полагают, что в ту эпоху ежедневно в порту останавливалось 400-500 португальских и иностранных судов. Лиссабон считался самым гостеприимным и безопасным портом своего времени. По-видимому, он был и самым крупным. Немалую роль в укреплении его престижа играли иностранцы, прежде всего итальянцы. А среди последних выделялись в этом отношении генуэзцы. Многие из них осели там уже в XIII в. Некоторые из генуэзских семейств имели большое влияние в тамошних купеческих кругах. Порой они даже занимали монопольное положение. В XV и XVI вв. Лиссабон продолжал оставаться самым крупным морским портом по многим видам товаров. Исключительное положение он занимал в мировой торговле «колониальными» товарами. Тот, кто хотел завести собственное дело в этой области, должен был непременно побывать в Лиссабоне. В рассылочной торговле порт не нуждался.

Дела порта и дальше шли бы хорошо не случись политического акта, отрицательно сказавшегося на его судьбе. Портовый город был присоединен к Испании, которая всячески тормозила его развитие. Испанцы вытеснили из города и голландцев, которые считались здесь желанными торговыми партнерами. В крайней близорукости лиц, принимавших все эти меры, нельзя сомневаться. Все дело в том, что голландцы стали сами плавать в Вест-Индию и перестали поэтому пользоваться услугами Лиссабона. Но и после небольшого «затишья» он превратился не только в один из самых богатых, но и в один из красивейших городов Европы. Однако землетрясение 1755 г. уничтожило 2/3 города.

В средние века Генуя очень рано приобрела независимость. Руки у нового вольного города оказались свободными, и уже в XII-XIII вв. она стала ведущей торговой державой Средиземноморья. Собственностью Генуи были острова Хиос, Самос и Лесбос, она имела владения и на берегах Черного моря. Короче говоря, она превратилась в город-государство владевшее колониями. У Пизы она отвоевала Сардинию, Корсику и Эльбу.

В 1284 г. Генуя удержала окончательную победу над своим постоянным соперником: с этих пор Пиза уже не могла конкурировать с Генуей. Период бурного расцвета сменился эпохой упадка и потери всех владений. Свой суверенитет над городом устанавливали и Милан, и Неаполь, и Франция, пока, наконец, он не приобрел вновь своей независимости. Но только создание итальянского королевства позволило Генуе вновь пережить эпоху расцвета и опередить могущественную в прошлом Венецию. Сегодня Генуя – один из крупных портов Средиземноморья, успешно конкурирующий с портами Северного моря за рынки Центральной Европы.

Брюгге уже в XI в. вел торговлю шерстью с Англией. Пора его расцвета падает на XIII в. Именно тогда он становится одним из богатых и пышных городов этого района. Все, кто прибывал, на судах, побывавших в Брюгге, в Англию или порты голландского и германского побережья, в один голос рассказывали о позолоченных фасадах тамошних домов. В XIV-XV вв. этот расположенный во Фландрии город был крупнейшим торговым центром северной Европы, который Ганзейский союз избрал даже местом хранения своих товаров. По мере того как заносились песком удобные фарватеры, ведшие в Брюгге, роль его как порта падала, и он постепенно превращался в рядовой город. И только в наши дни судьба вновь улыбнулась ему.

В XVI в. стал быстро развиваться Бристоль. Правда, двумя-тремя веками раньше он был уже известным центром торговли. Своим энергичным развитием этот портовый город обязан местной купеческой гильдии (Merchant Adventurers), которой удалось лишить Ганзейский союз ведущего положения в английской торговле: вначале он был лишен привилегий, а в 1589 г. и монополии. В 1598 г. была ликвидирована и находившаяся в Лондоне контора Ганзейского союза.

В конце XVI в. один венецианский посланник назвал Марсель «торговым центром всей Европы». В этот период марсельский порт ежегодно получал прибыль в размере свыше 70 млн. гульденов. Правда, нам неизвестно, как рассчитана эта цифра.

Несмотря на то что между Гамбургом и Любеком существовали тесные связи, которые были скорее отношениями доброго соседства, чем конкуренции (нейтрализующее влияние на эти отношения оказывало то обстоятельство, что эти города разделял Ютландский полуостров), и вопреки тому стимулирующему влиянию, которое Любек оказывал на Гамбург, последний в своем развитии никак не мог поспеть за своим восточным соседом. Только в конце XVI в., когда счастливая звезда Любека стала закатываться, началось постепенное превращение города, лежавшего в устье Эльбы, в крупный морской порт. Тридцатилетняя война пощадила его. Сумятица и неразбериха военного времени только способствовали тому, что дельные, толковые купцы открыли для себя этот город-порт. Преследуемые герцогом Альбой, сюда бежали из Антверпена англичане, члены купеческой гильдии, многие голландские купцы, а также португальские и испанские евреи, занимавшиеся торговлей. Многие южногерманские купцы также завели здесь дело. В 1619 г. в Гамбурге был основан первый германский банк – «Гамбургер банк», счет в котором могли открыть только местные купцы. Иностранцы, как бы богаты они ни были, не могли стать клиентами банка. Он должен был стать центром всех деловых расчетов «отечественной» торговли.

Было установлено, что все векселя, сумма которых превышала 400 любекских марок, проходят через банк. На него возлагалась забота об организации государственной торговли зерном. Даже при возникновении убытков он был обязан принимать меры к тому, чтобы малоимущие граждане города могли покупать хлеб по низким цепам. Свою торговлю полотном англичане перенесли из Голландии в Гамбург. В 1665 г. создается Коммерческая комиссия, из которой позднее вышла первая германская торговая палата. В одной из официальных памятных записок, датируемых 1798 г., говорится: «Гамбург кредитует сейчас всю торгующую Европу; он намеревается делать то же самое и для всех остальных частей мира». Важное значение для дальнейшего возрастания роли Гамбурга имело то обстоятельство, что он находится ближе к Балтийскому, чем к Северному морю, даже восточнее Фленсбурга и Шлезвига. Канал Эльба – Траве делает его одновременно и крупнейшим западногерманским портом Балтийского моря.





karelia2010@list.ru
© 2010-2011 Все права защищены.
В случае перепечатки материалов ссылка на
www.karelia2010.ru обязательна!