Туристский форум Карелия-2010 Туристический портал



Содержание:



ГлавнаяМетрополии морей ⇒ Хинтерланд

Хинтерланд

На протяжении многих сотен лет Генуя была крупным независимым торговым городом, который не только располагал собственным торговым флотом, но и мог позволить себе роскошь «специализироваться» на морской торговле, не имея соответствующего хинтерланда. Но в новое время порт уже не мог обходиться без надежного тыла. Положение изменилось с постройкой сети железных и автомобильных дорог. (Например, открытие железнодорожного сообщения через Сен-Готардский туннель превратило Геную в порт, через который грузы транзитом шли в Швейцарию и даже Южную Германию. При импорте зерна Швейцария предпочитала также пользоваться услугами Генуи, а не Марселя, как было прежде.) Не намного лучше в этом отношении было положение древней Массилии (так называлось селение, которое было основано 2500 лет назад на месте сегодняшнего Марселя).

Правда, невдалеке находилось устье Роны. Историческая биография этого города не столь блестяща, как у Генуи. Но здесь имелось преимущество другого рода: развитие города и порта опиралось на крепкий, устойчивый в политическом отношении тыл, каким была Франция. Лишь в последние десятилетия в Марселе стала ощущаться нехватка территории. Порт был вынужден расширяться не вглубь, а вширь, вдоль побережья, сооружать новые «дочерние» гавани, функционирующие в высшей степени независимо от основного порта. В наши дни на порт работает и Рона, с которой связаны все перевозки по внутренним водным путям. В сравнении с работами по расширению порта в Марселе масштабы того, что делается в этих же целях в портах северо-западной Европы, просто незначительны. Примером здесь может служить Берген, морской порт на западном побережье Норвегии; здесь сходятся многочисленные торговые и транспортные пути. Но еще 50 лет назад город не знал железной дороги, а общие коммуникации его были недостаточно развиты.

Если грузы, доставляемые в порт, проходят по суше 300 км, то для портов Северного моря это считается уже большим расстоянием, порождающим сильную конкуренцию со стороны портов, находящихся в аналогичных условиях. В Англии же это расстояние вообще незначительно – чуть больше 100 км. Иная картина наблюдается в молодых портах Африки: здесь хинтерланд представляет собой действительно глубокий тыл – по железной дороге грузы порой перевозятся на расстояние 1000 км. И тем не менее этим портам не страшна конкуренция. Итак, в наши дни вряд ли найдется протяженный участок побережья, на котором при современном уровне развития техники нельзя было бы построить порта. В то же время нельзя назвать порта, которому современные средства транспорта не позволяли бы иметь столь необходимого ему «тыла».

Если судить по географической карте, то порт, расположенный в устье реки, напоминающем по своей форме воронку, на первый взгляд может показаться идеальным примером селения, возникновение которого обусловлено развитием транспорта и торговли. Порт находится в непосредственной близости от моря, но в то же время под защитой суши. В отношениях между судоходством по морю и перевозками грузов по внутренним водным путям он выступает посредником. В прошлом, по-видимому, порт обеспечивал наиболее удобную перевозку через реку. По этим причинам не могла миновать этого места и железная дорога. Одним словом, это, казалось бы, идеально найденное место.

В действительности же налицо лишь часть всех этих достоинств. Здесь они проявляются в большей мере, а там – в меньшей. К тому же в большинстве случаев люди выбирали эти места для поселения совсем по другим причинам. Подобную тенденцию можно выявить лишь у портов, возникших в новое время, в последние каких-нибудь 200 лет. Да и здесь не обходится без исключений. Морской порт, расположенный в устье реки, не всегда имеет прямое отношение к судоходству по внутренним водным путям. Мы уже говорили о том, что европейцы создавали первые поселения в Америке, в основном на восточном побережье, для того, чтобы можно было поддерживать морское сообщение с Европой. В 1682 г. Вильям Пени подготовил общий набросок плана города Филадельфия, в котором были показаны в общих чертах улицы и связи города с рекой. Примечательно, что он выбрал для города место, которое за 50 лет до того выбрала для своего обитания небольшая колония шведов. Как и англичане, они разбирались в проблемах судоходства.





karelia2010@list.ru
© 2010-2011 Все права защищены.
В случае перепечатки материалов ссылка на
www.karelia2010.ru обязательна!