Туристский форум Карелия-2010 Туристический портал



Содержание:



ГлавнаяМетрополии морей ⇒ Как рождается морской порт?

Как рождается морской порт?

На первый взгляд кажется, что вопрос сформулирован неправильно – ведь порты существуют уже давным-давно – и что точнее было бы сказать, как в свое время зарождались порты. А это уже тема, представляющая исторический интерес.

Но в данном случае речь идет не только о далеком прошлом. И сегодня возникают новые морские порты, причем независимо от того, что имеются какие-то отдельные портовые сооружения. Более того, появляются они не на зеленой лужайке, в обжитом и знакомом месте; а, к примеру, на пустынном африканском побережье, где, куда ни брось взгляд, один только песок. Именно в таких местах можно наблюдать, как практически из ничего создается современный морской порт. Причины, заставившие сооружать его, очевидны. Здесь не надо ни наводить никаких справок, ни глубоко разбираться в них. Вместе с тем зачастую недооценивается то простое обстоятельство, что и к морским портам, верой и правдой служившим человеку многие десятки, а то и сотни лет, относится «крылатое» выражение: «Умри, чтобы родиться заново».

Природа крупного порта настолько сложна, что его «организм» можно сравнить с организмом живого существа. Жизнь порта – это постоянные изменения, постоянное зарождение нового и отмирание старого, ненужного. Порт должен постоянно идти в ногу со временем, учитывать требования времени, постоянно к чему-то приспосабливаться, чего-то добиваться, набираться сил и энергии. Если не понять природы порта и потребовать, чтобы он выполнял то, что ему явно не по силам, то окажутся выброшенными на ветер многие миллионы марок капитальных вложений. Если судить только по тому, что нам говорит географическая карта, то многие пункты на ней могут показаться просто идеальными центрами транспортных коммуникаций. В действительности же здесь даже не возникает и не возникнет в течение длительного времени вопрос о создании или развитии порта. По многим причинам, о которых мы прежде не имели никакого представления, выбор этого места для строительства порта оказывается для экономики страны в целом совершенно неприемлемым.

Почему в одном случае порт процветает, а в другом, несмотря на самую широкую поддержку со стороны государства, он в своем развитии топчется на одном месте? Люди, пытающиеся найти ответ на поставленный вопрос, нередко совершают ошибку, когда, имея в виду процветающий порт, они начинают перечислять все то, что, с их точки зрения, благоприятствует ему в географическом и экономическом отношении. Но это поверхностный подход. Здесь совершенно упускается из виду то, как развивался порт до того, что в свое время нужно было заблаговременно предвидеть и предусмотреть, как эти прогнозы оценивались современниками, какая помощь в организации хозяйства порта или при возведении тех или иных сооружений оказалась полезной и своевременной, а какая просто ненужной. Только таким путем можно выявить суть проблемы: мог ли без всего этого возникнуть порт именно здесь и сохранит ли он свое значение в будущем? Причины, приведшие к формированию порта, способствовавшие его дальнейшему развитию, представляют не только исторический интерес. Они весьма поучительны и для сегодняшней действительности. Не менее важно знать также, почему ушла жизнь из других портов.

Морские порты всегда мужественно отстаивали свое право на существование. Они прилагали огромные усилия для того, чтобы стать хозяевами своей судьбы. При этом им нередко приходилось пускаться в рискованные предприятия. Кто же отважится дать исчерпывающий ответ на вопрос, что произошло бы, если бы порты не прилагали подобных усилий или не шли на такой риск! Нередко за уже готовыми решениями скрывались дар предвидения и воля всего-навсего одного человека. А что произошло бы, если бы такового не нашлось? Развивался бы порт и впредь или же это развитие пошло бы вспять? Нередко так, очевидно, и бывало. Но, к сожалению, подтвердить такой вывод документально невозможно.

Факторы, которые лежат на поверхности и которые охотно называются в первую очередь, не во все времена оказывают одно и то же воздействие. К тому же в различных портах их влияние проявляется по-разному. Будь это иначе, все порты были бы похожи друг на друга как две капли воды, но ведь этого нет.

Возьмем в качестве примера перевозку грузов из внутренних районов к побережью и обратно. На протяжении многих сотен лет важную роль в судьбе портов играло наличие удобного сообщения с ними, т. е. хороших дорог. Связь Бремена с южными землями была в свое время в высшей степени плохой. Тогдашняя техника не позволяла строить дороги непосредственно в долине Везера параллельно берегу реки. Но ведь это было самое удобное – с точки зрения перепада высот – место для дорожного строительства. На левом берегу Везера между Минзеном и Бременом лежали обширные болота, и для того чтобы попасть во Франкфурт-на-Майне, нужно было делать большой крюк по дороге, которая вела через Оснабрюк.

Если путь лежал в Ганновер, то можно было использовать узкую полоску суши, отделявшую реку от высокого коренного (правого) берега Везера. Однако здесь встречались труднопроходимые для тяжелых повозок песчаные участки пути. А между Бременом и Брауншвейгом, игравшим в ту эпоху весьма существенную роль, находилась абсолютно непроходимая пустошь, которую нужно было объезжать справа, минуя Ганновер. Следовательно, для Бремена было выбрано очень и очень неудачное место. А если сказать более резко, то и прилагать усилия для развития порта в Бремене вообще не следовало бы. И тем не менее на протяжении не одной сотни лет Бремен, широко используя гужевой транспорт, успешно поддерживал торговлю со многими городами Средней и Южной Германии вплоть до самых отдаленных от него Регенсбурга и Пассау. А ведь другие порты в этом отношении имели преимущества перед Бременом. Ну, а где же можно обнаружить это преимущество сегодня?

В свое время проблемой было обеспечение удобной состыковки порта и железной дороги, которая как средство транспорта только-только начала развиваться. К одним портам железные дороги были подведены с самого начала. Перед другими встала проблема, как бы не отстать в этом деле от своих конкурентов. Поэтому они были вынуждены в максимальной степени использовать свои финансовые и политические возможности. Именно так сложилась судьба бременского порта. Гамбург же относился к избранному кругу портов, и поэтому ему не было нужно самому о чем-то заботиться. Что касается Эмдена, то он не мог позволить себе раскошелиться по примеру Бремена. Ему пришлось долго ждать своей очереди, пока железнодорожная линия не была подведена и к нему.

В наши дни никакой порт не мыслится без хороших автомагистралей и железных дорог. Ни у одного из портов в этом отношении нет преимуществ. Правда, имеются определенные различия в транспортном обслуживании и тарифах за перевозку грузов. Как раз эти различия играют более значительную роль, чем все те преимущества, которыми порты обладали в прошлом.

Вопрос об экономически оправданном выборе места для морского порта исключительно сложен. В этом легко убедиться, проследив всю историю становления порта, а не только его появления. Среди нынешних портовых городов очень мало таких, закладывая которые люди надеялись бы связать всю свою жизнь с морем. Многие из них возникали как самые обычные, ничем не отличающиеся населенные пункты, которые лишь с течением времени превратились в портовые города.





karelia2010@list.ru
© 2010-2011 Все права защищены.
В случае перепечатки материалов ссылка на
www.karelia2010.ru обязательна!