Туристский форум Карелия-2010 Туристический портал



Содержание:



ГлавнаяМетрополии морей ⇒ Города-демократии

Города-демократии

Еще одно обстоятельство препятствовало установлению тесных политических связей. Все эти проявлявшие свою независимость ганзейские города были, вне всякого сомнения, портовыми городами, но отнюдь не морскими портами в теперешнем понимании этого слова. В них еще не было самостоятельного портового организма. Общая картина порта складывалась из множества единичных торговых операций, осуществлявшихся купцами. Сооружений, которые бы возводились в порту на средства города, в ту эпоху почти не было, если не считать отдельных укрепленных участков реки, где могли причаливать корабли и где они могли выгружать на берег свой товар или брать на борт груз, предназначенный для отправки.

Было в городе и официальное лицо – фогт, смотритель, следивший за порядком в гавани и взимавший кое-какие сборы. Купец, и он же владелец корабля, доставив товар в родной порт, выгружал его на берег, а затем отвозил в город, на свой склад. Порта, который был бы, как в наши дни, общественным организмом, самостоятельно функционирующей организацией, публично-правовой корпорацией и, наконец, представителем интересов, связанных с его деятельностью, тогда еще и в помине не было. Не существовало и портового отдела в местном органе самоуправления. Порт как непосредственный и самостоятельный участник системы транспорта начал формироваться лишь в XVIII в., причем это был длительный и не одновременный процесс: на отдельных участках побережья такого рода порты возникали в разное время. По этой причине и сам порт только с большим опозданием стал проводить в жизнь меры по активизации судоходства, привлечению грузов и созданию филиалов.

В таких условиях не могло быть речи о политическом влиянии на порт. И порт в свою очередь не имел никакого влияния. К тому же и городское хозяйство не имело таких представителей и защитников своих интересов, каковыми являются сегодня торгово-промышленные палаты. Влияние гильдий и цехов вне порта не распространялось. Оно было направлено только на сохранение сословного характера отношений и соответствующую подготовку смены. Все делалось в четырех стенах, а посему не было никакой потребности в каком бы то ни было представительстве интересов. Городской совет был первой, и единственной, инстанцией, которая могла что-либо сделать для развития порта. Купцы рассчитывали только на собственные силы даже тогда, когда речь заходила о вещах, входивших в компетенцию государственных органов, например о создании отделений компаний и обеспечении правовой защиты за границей, улаживании конфликтов с иностранными государствами, об ориентации экономической политики, военной защите судов, короче говоря, обо всем том, что сегодня, по нашему мнению, относится к сферам сугубо политическим. В те давние времена все эти вопросы, за небольшим исключением, не являлись объектом государственной политики.

Если универсальный порт является таким важным хозяйственным организмом, каким мы его описали выше, то он так или иначе должен быть связан с экономикой (хозяйством) страны в целом. В этом отношении весьма показателен пример крупнейших центров морских перевозок грузов в США. Вот, скажем, Нью-Йорк или Балтимор, крупнейшие на промышленном Северо-Востоке страны порты по обработке экспортных и импортных грузов. Сан-Франциско – крупный порт западного побережья США и одновременно центральный перевалочный пункт страны в торговле со странами Азии. Через Новый Орлеан ведут свои экспортные операции штаты, лежащие в бассейне Миссисипи, начиная с Луизианы и кончая Миннесотой и Висконсином. Не менее обширны связи таких крупных европейских портов, как Гамбург, Бремен, Амстердам, Роттердам, Антверпен, Марсель и Генуя. Их деятельность выходит далеко за национальные границы и даже за границы Европейского экономического сообщества. Надо особо подчеркнуть, что узкой сферой не ограничивается деятельность даже специализированных портов. Так, из нефтяного порта Вальдец, конечного пункта аляскинского нефтепровода, танкеры направляются во многие прибрежные города США. У причалов портов различных стран, специализирующихся на экспорте угля, руд, фосфатов, можно видеть большое число иностранных судов.





karelia2010@list.ru
© 2010-2011 Все права защищены.
В случае перепечатки материалов ссылка на
www.karelia2010.ru обязательна!