Туристский форум Карелия-2010 Туристический портал



Содержание:



ГлавнаяМетрополии морей ⇒ Романтика? Романтика!

Романтика? Романтика!

Давайте спросим себя, действительно ли наше прозаическое, будничное время морской порт лишился той романтики, какой он был овеян прежде и которой мы знаем из старых и новых песен, охотно распеваемых моряками.

На первый взгляд кажется, что так оно и есть. Ибо когда судно вот-вот отойдет от причала, когда уже натянуты тросы, соединяющие его с мощным буксиром, на берегу вряд ли увидишь плачущих и машущих платочками девушек. Куда чаще заметишь пару молодых клерков судоходной компании или судового маклера, спешащего передать па борт деловые бумаги. Они не плачут и не машут платочками, они хорошо знают, что судно направится сейчас к портам, куда оно заходило уже не раз и где его прибытия ожидают трезвомыслящие и деловые люди, где команде зачастую даже некогда пробежаться по городу. Оттуда предстоит как можно скоре отбыть в следующий порт, а затем еще в один, и плачущих девушек там тоже не будет.

И все же дух романтики полностью не исчез. Просто стала она иной, не похожей на ту, что прославляется старинных моряцких песнях. Впрочем, такой, какой она рисуется в них, она, право же, и в самом деле никогда не была.

При взгляде на порт мысль о море непременно сливается с представлениями о дальних странах и со страстным желанием в одно прекрасное время отправиться на таком корабле и посмотреть на дальние края. Жажда дальних странствий ие исчезла. Теперь человек воспламеняется гораздо легче: в наш благоприятствующий путешествиям век мы более легки на подъем, нежели паши предки, у которых мысль о недоступности дальнего путешествия морем почти всегда убивала это желание, едва только оно успевало затеплиться.

Как и прежде, страсть к путешествиям разгорается с повой силой, когда на корме кораблей читаешь названия портов, к которым они приписаны, и угадываешь название страны, флаг которой они несут, когда, идя через пакгаузы и пробегая взглядом надписи на упаковке, нет-нет да и подумаешь, какой же долгий путь проделал или еще проделает груз.

Жажда приключений и связанные с ними опасности тоже существуют. Кстати, заметим, что ни одно техническое усовершенствование не смогло уменьшить ту грозную опасность, которую несут с собой штормы на море. Никакие радары не сделали плавание в тумане менее рискованным. Никакие системы локации и определения местоположения судна не позволяют совершенно устранить угрозу столкновения на оживленных морских путях.

Но появилась и новая романтика, неведомая ранее. Она открывается тому, у кого есть соответствующий внутренний настрой: это глубокое впечатление, оставляемое ритмичной жизнью морского порта.

Вот в гавань медленно, с достоинством входит сухогруз, осторожно ведомый буксиром. Чем он ближе, тем отчетливей ты осознаешь гигантские размеры судна. Медленно-медленно сокращается промежуток менаду ним и причальной стенкой. Остается всего с десяток метров... Если бы вдруг возникла опасность, если бы в этот просвет внезапно вклинилось крошечное суденышко и мы захотели бы остановить движение исполина, натянув трос, закрепленный на противоположной стороне порта, то лебедке пришлось бы развить тяговое усилие в 800 т.

Такое судно может принять на борт груз, который вмещают 5 железнодорожных составов по 50 товарных вагонов каждый. Вот два береговых крана дружно поднимают автобус, который будет возить туристов в одной из стран Дальнего Востока, а затем бережно и проворно опускают его в трюм. Там он уже не кажется таким большим – точно так же, как и тепловоз массой 200 т, который помещает рядом с автобусом работающий снаружи плавучий кран.

В другой части порта сгружает на берег привезенную руду еще один сухогруз-навалочник. Ее отсортировали еще в порту отправления, и теперь па обширной складской площадке вырастают холмы конусообразной формы, а мостовой перегружатель с подвижной кареткой, на которой подвешен грейфер, повинуясь нажатию кнопки, заботится о том, чтобы не был нарушен заданный ритм разгрузки. Понадобится свыше 40 железнодорожных составов, чтобы отвезти этот груз в глубь страны к месту переработки. А если завод расположен на берегу реки или канала, то для транспортировки руды потребуется | 35 крупных речных судов.

Плавучий док верфи только что поднял из воды грузовое судно, брутто-регистровый тоннаж которого составляет 12 тыс. т. Теперь корабль лежит на опорах дока и его можно осмотреть со всех сторон, словно гигантскую игрушку.

Ниже зоны тарных грузов, ближе к открытому морю, шесть мощных портовых буксиров пытаются справиться с тем сопротивлением, которое оказывает ветру корабль с высокими бортами. Он вовсе не из самых больших. И все же корма его настолько велика, что здесь вполне можно проводить крупные соревнования по легкой атлетике – места хватит даже для тех, кто занимается метанием диска, молота и копья.

Таких мест, как порт, где встречается все и вся, на земле немного. По цифрам только специалист сумеет воссоздать верную картину происходящего и представить себе масштабы совершаемых здесь операций. Большинству же смертных порт в этой своей ипостаси почти неведом, неведом даже многим из тех, кто живет на побережье или в самом портовом городе. Люди эти оказались бы в затруднительном положении, доведись им показывать кому-нибудь порт, – в лучшем случае они в общих чертах объяснили бы, что там такое происходит и почему. Только поняв, что же такое морской порт, начинаешь замечать его присутствие почти повсюду. Остановов машину или велосипед перед железнодорожным шлагбаумом, узнаешь в проезжающем мимо составе портовые грузы: контейнеры, трубы, цистерны с химикалиями, платформы, на которых едут сельхозмашины и грузовые автомобили, толстые стволы деревьев, доставленные из Африки и Азии, и многое другое, что можно увидеть только в порту. Проводя отпуск на одном из островов в Северном море и наблюдая за тем, как плывут мимо суда, или глядя им вслед с парома, идущего в Англию или в Скандинавские страны, и подавно начинаешь задумываться о том, чем и как живет порт. Если же человек предпочитает делать это на суше, то и здесь, обгоняя на своем автомобиле грузовик, не обязательно везущий контейнер, он получает возможность задаться вопросом: что за груз приплыл из-за океана или отправится за океан? По надписям, начертанным на железнодорожных составах, видно, пролегал или не пролегал их путь через паромный порт.

Рассказывая все это, мы упомянули несколько понятий, относящихся к портовому хозяйству. Их надо бы объяснить подробнее. Но прежде чем мы займемся портом вплотную, попробуем сформулировать в кратком резюме, что же он все-таки собой представляет.





karelia2010@list.ru
© 2010-2011 Все права защищены.
В случае перепечатки материалов ссылка на
www.karelia2010.ru обязательна!