Туристский форум Карелия-2010 Туристический портал



Содержание:



ГлавнаяМетрополии морей ⇒ Без порта не обойтись

Без порта не обойтись

Многие из этих потоков (и даже, наверное, большая их часть) иссякли бы, остановись в один прекрасный день морской транспорт. Три из пяти континентов нашей Земли представляют собой гигантские острова, товарообмен между которыми возможен лишь с помощью морских судов – самого мощного и дешевого из всех транспортных средств. Правда, два других – Европа и Азия – образуют как бы единый массив суши; но и здесь бойкий грузообмен осуществляется большей частью через морские порты: это удобнее и дешевле, нежели путь по суше.

В наши дни ни одна страна не может целиком полагаться на свои собственные ресурсы. Чем дальше идет развитие во всех областях жизни, тем шире взаимный обмен товарами между государствами. До сих пор, будто подчиняясь законам природы, этот обмен развивался по восходящей. В будущем он утратит свой в основном стихийный характер и будет развиваться планомерно. Международное разделение труда, особенно кооперация развивающимися странами, стало для всех очевидной политической программой. Если какая-то страна получает помощь для создания собственной экономики и промышленности, она вовсе не ставит своей целью в один пре красный день производить все самостоятельно, чтобы тем самым отказаться от торговых связей с остальным миром. Наоборот – она так же станет участвовать в международном товарообмене, как и те страны, что ей помогают. Торговля будет постоянно расширяться, проникая в самые отдаленные уголки земного шара. Так что работы морским портам и судам прибавится.

Возможно, в первой половине XIX в., когда опыта в подобных делах не было и можно было ожидать, что между странами, стоящими на одной ступени развития, масштабы товарообмена окажутся неизменными, например между Германией и Англией или между западными государствами континентальной Европы: ведь и те и другие вроде бы научились производить все необходимое.; На деле же получилось наоборот: в процессе промышленного развития торговля постоянно расширялась.

Оказалось, что в результате развития промышленности существенно выросли порты молодых экономических регионов; за последние два десятилетия к ним прибавились совсем новые. Стало совершенно ясно, что и морские порты старых промышленных держав получили ощутимый толчок к дальнейшему развитию. Его вызвали как эти новые силы мировой экономики, так и прогресс специализации и разделения труда между странами. Растущее хозяйство ставит перед морским транспортом и портом все новые и новые задачи.

Navigare necesse est, vivere non est – «мореплаванием заниматься необходимо, жить – не обязательно». Говорят, что в 67 г. до н. э. Помпеи бросил эти жестокие слова в лицо капитанам римских зерновозов, которые, опасаясь пиратов, не решались следовать распоряжению сената и вывести свой транспорт в море.

Нередко это изречение можно слышать в портах себя на родине и за рубежом, а также в приморских городах. Хотя тот, кто приводит его, наверняка не всегда ясно представляет себе, при каких обстоятельствах были впервые произнесены эти слова. Это изречение начертано на фасадах и стенах внутренних помещений ратуш, торговых палат, судоходных компаний и зданий, где располагаются управления портов. А те, кто связан с морем, собираясь на дружескую пирушку, объявляют его своим девизом.

Впрочем, сегодня это изречение можно несколько перефразировать, например, так: ради того, чтобы жить, нужно отправлять корабли за моря-океаны.

Обращаясь к морскому порту, мы вторгаемся и в сферу экономики. Могут возразить: дела порта касаются лишь тех, кто с ним непосредственно связан – моряков, портовой администрации, лиц, занимающихся внешней торговлей. К чему же, собственно, книга о морском порте? Правомерна ли заключенная в самом факте ее написания просьба к читателям проявить к нему интерес?

Познакомиться с морским портом заманчиво по многим причинам: хотя бы потому, что к судьбе порта причастны все. Всех нас в повседневной жизни окружают вещи, и мы так или иначе пользуемся ими: едим и пьем из тарелок и чашек, одеваемся и обуваемся, живем среди них – словом, вещи, появлению которых и тому, что мы их имеем, в свое время способствовал и морской транспорт.

Статистика, правда, не пользуется благосклонным вниманием публики. А жаль. С ее помощью можно получить живое представление о происходящем – стоит только разок взглянуть на перечень импортируемых товаров, путь которых лежит через порт. Почти невероятное многообразие ошеломит нас и повергнет в растерянность, заставив одновременно поломать голову в догадках, что за диковинный предмет скрывается за тем или иным наименованием. А часто и представить себе нельзя, зачем ввозится то или другое и что с таинственным «это» следует делать, не, говоря уже о стране, откуда товар родом, – о ней можно только догадываться. Когда, будучи молодым асессором, я пришел работать в управление одного морского порта, мне почему-то пришло в голову, что прежде всего я должен знать все товары, проходившие через этот порт. Я очень старался, но у меня так ничего и не вышло, и до сего дня мне не встретился еще человек, который мог бы утверждать, будто справился с задачей.

Всмотреться в работу порта, понаблюдать за работой чуткого и мощного, точного до мелочей продуманной организма, каким является морской порт – занятие не только во многих отношениях интересное, но и захватывающее. В любое мгновение функционирует сразу сколько «органов» порта, а порой даже не несколько, много. И ни один из них не может работать независимо от других или отказать.





karelia2010@list.ru
© 2010-2011 Все права защищены.
В случае перепечатки материалов ссылка на
www.karelia2010.ru обязательна!