Туристский форум Карелия-2010 Туристический портал



Содержание:



ГлавнаяМетрополии морей ⇒ Захватывающее зрелище – порт

Захватывающее зрелище – порт

Существует множество важных вещей, без которых нашу жизнь нельзя представить себе и которые кажутся зачастую настолько обыденными, что мы не балуем их особым вниманием. Вот так и с морскими портами. В лучшем случае мы знаем, где они расположены, да и то нередко лишь приблизительно. Кое-кто, и таких людей немало, абсолютно убежден, к примеру, что крупнейшие гавани мира – северные порты Западной Европы – расположены прямо на берегу моря. Между тем это вовсе не так. Увы, за исключением узкого круга специалистов обычно мало кого занимает вопрос, как организованы порты и в чем заключаются их функции.

В какой-то степени порты разделяют судьбу многих общественных сооружений. Если таковые где-то отсутствуют: тут недостает выхода на автомагистраль, там – транспортной развязки или, допустим, пляжа – то и магистрат, и городское самоуправление, и общественные организации, и отдельные граждане активно выступают за их сооружение, опираясь па поддержку «читательской почты» местных газет. Подобного рода инициативы становятся чуть ли не главной темой дня, а новые идеи или аргументы в их поддержку лишь подливают масла в огонь. А когда дело сделано и стройка завершена – к ней буквально мгновенно привыкают, о ней практически не вспоминают (да что говорить – и вспомнить-то толком не могут, как все выглядело прежде). То же самое случается, когда в портовом городе появляется новая акватория и вдалеке от моря люди, которым чужды заботы побережья, читают в газетах информацию о годовом обороте порта. Едва ли они задумываются над тем, какие колоссальные усилия и какая адская работа скрыты за приводимыми в статье цифрами. Люди попросту принимают их к сведению.

На Европейском континенте имеются порты, где в наши дни обрабатывается чуть ли не в 10 раз больше морских грузов, чем какие-нибудь 30 лет назад. В истории развития европейских портов, насчитывающей многие столетия, вряд ли найдется хотя бы один период, когда наблюдался бы близкий к такому рост грузооборота. Никогда прежде не предъявлялось столь жестких требований к тем, кто отвечал за развитие порта и его модернизацию: делая текущую работу сегодня, нужно предвидеть то, что станет необходимым завтра, предвидеть – и принять соответствующие меры. В спешном порядке приходилось искать новые, перспективные решения в строительстве морских портов и соответствующих коммуникаций. Суммы приходилось выкладывать такие, что предшествующим поколениям они могли бы показаться нереальными и немыслимыми.

Но даже если все это мы видим и подмечаем, наши наблюдения все же останутся, в общем, поверхностными при условии, что мы не отдаем себе отчета в том, сколь значительна роль морских портов в экономической и культурной жизни народов всей планеты. Порты есть и всегда были чем-то значительно большим, нежели просто комплексом сооружений, используемых для перевозки грузов. Морской порт – сложный организм со всем многообразием присущих ему жизненных проявлений, место средоточия разнообразнейших функций человечества. Морские порты всегда были крупными посредниками в общении народов между собой, а в стародавние времена – часто и единственными, поскольку путь посуху был тяжел, долог и не слишком эффективен.

Около 5 тысяч лет назад начал формироваться экономический и культурный регион Средиземноморья; культурный подъем последовал за экономическим: финикийцы на своих кораблях привозили из Ливана в Египет стволы кедра, а примерно в трехтысячном году до нашей эры египтяне научились строить корабли из досок; тогда-то гавани и стали теми воротами, у которых сходились пути сухопутные и морские. Издалека стекались сюда товары и вести, из краев знакомых и незнакомых. Через порты завязывались новые связи между далекими народами, и они делились друг с другом тем, что они могли бы отдать или рассказать. Корабли доставляли новости о других странах, других знаниях и ремеслах, привозили и самих чужеземцев. В те времена побережье Средиземноморья так и не удалось бы освоить, не знай человек, что такое корабль и порт. Без них нынешнее мировое хозяйство было бы просто немыслимо.

Кто задумывается сегодня о том, что прошло всего лишь около ста лет с тех пор, как все переменилось на нашей Земле, с тех пор, как через сухопутные границы пошли поезда, перевозя грузы словно новости, а телеграф и телефон позволили установить связь на дальние расстояния? Еще в конце 20-х годов быстроходный пароход «Бремен» имел на борту почтовый самолетик, который с помощью катапульты поднимался в воздух за несколько сот миль до порта назначения, чтобы письма попадали к адресату на день раньше. Минуло всего-навсего 40 лет с той поры, когда подобным вещам придавали большое значение. Всего лишь три десятилетия самолет переносит грузы через моря. Хотя постоянно увеличивались размеры воздушных лайнеров и расходы на их постройку, а также возрастали их скорости, объем доставляемых по воздуху грузов ничтожен по сравнению с тем, что в состоянии перевезти морские суда. И так будет всегда.

С тех незапамятных и великих для Средиземноморья времен, крупнейшими политическими центрами, как правило, становились морские порты: Александрия, Афины, Коринф, Рим (Остия), Карфаген, Византия, затем Генуя и Венеция, позже Лиссабон, Лондон, ганзейские города и столицы Скандинавских стран, еще позднее – центры Восточного побережья Северной Америки. Не одна война в истории велась ради того, чтобы страна получила выход к морю.

История морских портов – неотъемлемая составная часть истории человечества, а современные морские порты – узловые пункты мировой экономики. Поэтому стоят познакомиться с ними поближе.

За последние годы морские суда перевезли, а порты всего мира обработали 3,3 млрд. т самых различных грузов. С 1973 г. ежегодный грузооборот систематически превышал 3 млрд. т. В 1976 г. он достиг 3,277 млрд. т. Люди п целые страны нуждаются в обмене товарами, будь то сырье, полуфабрикаты или готовая продукция. Нуждаются они, очевидно, и в расширении морских перевозок.

Немалая доля грузов, прибывающих в порты, отправляется в глубь страны железнодорожным, автомобильным, воздушным, внутренним водным и трубопроводным транспортом. Всякое перемещение груза из одного пункта в другой удовлетворяет чей-то спрос, создает условия для жизни и работы людей. Но задумывается ли кто-нибудь над тем, что многие из этих внутренних перевозок либо предшествуют перевозке грузов морем, либо следуют за ней? Каждый день, каждый час по Земле нашей текут бессчетные потоки грузов, большие и малые, заметные и невидимые, тут – как из рога изобилия, там – скудные, а то и вовсе незначительные. Вряд ли у кого хватит фантазии, чтобы воочию представить себе всю эту беспокойную, переливчатую картину транспортных перемещений.





karelia2010@list.ru
© 2010-2011 Все права защищены.
В случае перепечатки материалов ссылка на
www.karelia2010.ru обязательна!