Туристский форум Карелия-2010 Туристический портал



Содержание:



ГлавнаяМетрополии морей ⇒ Предисловие

Предисловие

Метрополии морей – морские порты. Название книги Карла Лёбе ассоциируется с романтической картиной пустынного причала и белеющих на горизонте парусов. Но прошли годы, развитие гражданской авиации отвлекло из морских портов беспокойные толпы людей, стремящихся в дальние края, а причалы морских портов были отданы в распоряжение мощных современных грузовых судов. Морские порты превратились в крупные индустриальные комплексы, но не утратили своей романтики. Романтика сегодняшнего морского порта – в четкой и слаженной работе огромного числа людей и механизмов.

Прогресс в технике морского судоходства дал возможность укрепить и расширить связи между странами, отстоящими друг от друга на многие тысячи морских миль. Мировой океан уже не разделяет, а соединяет людей, не затрудняет, а облегчает связи между ними. Все большая часть международного товарообмена проходит морскими путями. В сложную систему международных экономических отношений вовлечены все страны. Даже те из них, которые не имеют непосредственного выхода к морю, все шире используют морской транспорт для доставки грузов и пассажиров.

Свыше 60 тыс. судов, вместимостью более 100 регистровых т. каждое, бороздят в настоящее время воды Мирового океана. В прибрежных районах увеличилось количество судов рыбопромыслового, вспомогательного, прогулочного флотов. В районах нефтепромыслов растет число морских буровых платформ и соответственно повышается интенсивность движения специализированных судов.

В такие порты, как Роттердам, Гамбург, Лондон, ежедневно заходят до 150 крупных судов.

Морские порты – начальные и заключительные звенья перевозок грузов и пассажиров, пункты прибытия и отправления. Там перекресток путей всех видов современного транспорта. Можно смело сказать, что от порта зависит жизнь портового города, его расцвет и упадок. И не только города, но и тяготеющих к нему районов.

Привлекательность книги К. Лёбе, восполняющей пробел в списке современных книг о морских портах и истории их развития, заключается в искренней увлеченности человека, много лет занимающегося вопросами экономики транспорта. Только очень увлеченный человек мог сказать такие слова о современном морском порте: «Всмотреться в работу порта, понаблюдать за работой чуткого и мощного, точного и до мелочей продуманного механизма, каким является морской порт – занятие не только во многих отношениях интересное, но и захватывающее». В то же время книгу К. Лёбе отличает сочетание обстоятельности в описании деятельности морских портов и четкости построения материала.

В давние времена, когда люди отваживались пускаться в плаванье, не удаляясь далеко от берега, и небольшие суда попросту вытаскивали на берег, морским портом считалась безопасная гавань, где можно было укрыться от непогоды. Тогда портом чаще всего служило устье реки или морской залив, защищенный выдававшимися в море мысами.

Иногда коммерческие соображения вынуждали мореходов подходить к берегам различной и не всегда удобной для судов конфигурации. В местах, где не было ни залива, ни устья, устраивались якорные стоянки, укрывавшие суда от непогоды. С помощью насыпных волноломов создавались небольшие акватории. Так возникали отдельные элементы современного порта, представляющего собой комплекс волноломов, бассейнов, причалов и пирсов. По свидетельству историков, порты в бассейне Средиземного моря сооружались еще три тысячи лет назад.

При современном уровне развития техники морской порт не обязательно привязывать к месту с выгодными природными условиями. Теперь на решение вопроса о расширении и модернизации старого порта или строительстве нового влияет значительно большее число факторов. Среди критериев, определяющих выбор места, все большую роль играют экономические соображения, хотя все факторы – географические, технические, экономические, политические и культурные – должны рассматриваться в комплексе. Если все эти факторы не создают благоприятных условий для портовой деятельности, то новый порт не строят, а старый начинает постепенно утрачивать значение в мировом морском судоходстве.

Следует отметить, что в книге «Метрополии морей» вопросу создания новых портов в наши дни уделено совсем мало внимания. Это вполне естественно, поскольку таких портов – единицы. Основное внимание в промышленно развитых и развивающихся капиталистических странах уделяется модернизации существующих портов, ибо в современных условиях пропускная способность порта зависит не столько от протяженности причального фронта, сколько от его технической вооруженности.

Несмотря на огромный прогресс в судоходстве и портовом хозяйстве, конструктивные особенности портов по-прежнему в значительной степени определяются окружающей природной средой, прежде всего морфологией берегов и гидрологическими условиями, среди которых па первый план выступают приливно-отливные течения.

Для того чтобы обеспечить нормальные условия для деятельности порта и судоходства, жители портовых городов, особенно западноевропейских, проделали колоссальную работу по строительству оградительных сооружений, судоходных и обводных каналов, дамб и набережных. Работа эта продолжается и по сей день. Приходится констатировать, что и в наши дни, когда большинство стран добилось значительных успехов в решении сложнейших строительных проблем, жизнь припортовых городов остается сложной и небезопасной: нельзя не считаться с неукротимой морской стихией, которая разрушает дамбы, ломает опоры буровых платформ, выбрасывает на отмели современные крупнотоннажные корабли и т. п.

Карл Лёбе обращает в своей книге внимание на те крупные просчеты, которые были допущены при планировании развития ряда крупнейших морских портов после второй мировой войны. Один из них заключался в том, что значительные средства были затрачены на создание портовых сооружений для приема пассажирских судов. Но прошло всего несколько десятилетий, и бурное развитие гражданской авиации лишило морские порты пассажиров, стремящихся побыстрее преодолеть громадные расстояния, особенно трансокеанские. Из крупных портов в наши дни уходит очень незначительное количество пассажирских лайнеров, в основном круизных. Большинство причалов современных портов отдано грузам и грузовым судам.

Чем же объяснить новую ориентацию морских портов в послевоенный период?

В первую очередь это связано с возросшей ролью международных экономических отношений: интенсификацией внешнеэкономических связей, ростом международного товарообмена в сравнении с общими темпами расширения мирового капиталистического хозяйства.

Расширение промышленного и сельскохозяйственного производства во многих странах в рамках продолжающегося углубления международного разделения труда в период после окончания второй мировой войны повышает значение внешней торговли и морского судоходства как одного из важных факторов экономического развития па современном этапе. Морское судоходство является неотъемлемым звеном функционирования международных экономических связей и мировых производительных сил.

В мировом грузообороте морскому транспорту принадлежит первое место, а в межконтинентальных океанских сообщениях, несмотря на бурное развитие авиации, он занимает практически монопольное положение. Причина этого – прежде всего относительная дешевизна перевозок грузов морским путем в сравнении с транспортировкой грузов воздушным транспортом, который используется только для доставки срочных дорогостоящих товаров.

На данном этапе около 85% мирового грузооборота осуществляется морским путем. В мировой торговый оборот вовлечены новые рынки, разделенные огромными водными пространствами, расширилась номенклатура товаров международной торговли. В 1974 г. средняя дальность перевозок грузов морем превысила 5 тыс. миль по сравнению с 3,6 тыс. миль в 1960 г. и 3,2 тыс. миль в 1950 г.: страны Западной Европы импортируют нефть из районов Ближнего Востока и Мексики, железную руду – из Бразилии, свежие фрукты и мороженое мясо – из Австралии и Южной Америки. США закупают нефть Нигерии и газ в Алжире. Легковые автомобили из Японии завоевывают рынки стран Западной Европы и США и т. д.





karelia2010@list.ru
© 2010-2011 Все права защищены.
В случае перепечатки материалов ссылка на
www.karelia2010.ru обязательна!