туристический форум Туристический форум Карелия-2010



Содержание:
Эстетические отношения
Освоение действительности
Эстетическое сознание
Музыка ароматов
Знания о мире
Переделка мира
Удвоение себя
Способность наслаждаться красотой природы
Оценка реальной действительности
Отношение к действительности
Сущность искусства
Что такое искусство
Современный подход к искусству
Противопоставление искусства
Искусство подобно науке, религии, морали
Могучее средство познания
Реалистическое искусство
Искусство и другие формы идеологии
Художественная красота
Искусство и политика
Влияние политической идеологии
Взаимосвязь с моралью
Нравственные отношения
Образы мирового искусства
Эстетическая значительность
Решение нравственных проблем
Этический идеал
Значение реалистического искусства
Борцы за реалистическое искусство
Связь с религиозными верованиями
Мифология и фольклор
Функции искусства
Познание средствами искусства
Роль русского прогрессивного театра
Идейно-воспитательное воздействие
Миссия художника
Читатель берет из книги лишь то, что хочет взять
Нравственное содержание
Правильно понимать искусство
Воспитание художественного вкуса
Что писал Белинский
Развитие и обогащение духовной культуры
Исторические закономерности развития искусства
Происхождение искусства
Путь художественного творчества
Духовная роскошь или потребность в познании
Научное и художественное творчество
Эстетическое познание
Критерии эстетического
Универсальная форма познания
Искусство рабовладельческой формации
Гармония для круга избранных
Демократическая Эллада и восточные деспотии
Анибус, Гор и Парфенон
Греция и Индия
Египет и Греция
Жизнеподобие и строгий лапидарный язык
Идея порядка и стройной закономерности
Отношение к труду
Искусство феодальной эпохи
Положение художника
Средневековые художники
Образы готики
Герои древности и средневековья
Связь с архитектурными формами
Развитие художественной литературы
Функция литературных произведений
Борьба городов за независимость
Деградация готического искусства
Буддизм
Эпоха Возрождения
Данте и Джотто
Новый эстетический идеал человека
Средневековая наука и церковь
Художественные завоевания Ренессанса
Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль
Ренессанс в других странах, кроме Италии
Эпоха ренессанса прошла мимо России и Китая



ГлавнаяЭстетика и искусство ⇒ Эпоха ренессанса прошла мимо России и Китая

Эпоха ренессанса прошла мимо России и Китая

По отношению к странам Востока и к России применять понятие Ренессанса, видимо, нельзя. Где феодализм сохранял полное и бескомпромиссное господство, где национальная буржуазия не была самостоятельным классом, достаточно сильным и активным, и не могла возглавить антифеодальные народные движения, национальная культура развивалась в типично средневековых формах. Это, конечно, не значит, что она была бесплодной. Мы видели, что феодальный строй в зависимости от своих конкретно-исторических форм создавал почву для великой и плодоносной культуры. Однако, когда определенные формы феодальной организации общества приобретали характер застойности, отставали от естественно-исторического процесса перехода к иным формам, эти государства, как правило, становились зависимыми, теряли международный авторитет и это сказывалось на жизненной полноте и энергии исканий в художественной культуре. Китайское искусство эпохи Мин доводит до большой тонкости то, что было заложено в танскую и сунскую эпохи, но создает мало нового.

В России были предпосылки для развития ренессансных тенденций. Искусство древнерусских княжеств, и в особенности Новгорода, отличаясь замечательным своеобразием, не уступало в смысле качественной высоты и потенциальных возможностей западноевропейским образцам. Но интенсивность роста древнерусской культуры была надолго заторможена монгольским нашествием и веками татарского ига.

Русское искусство оставалось многие столетия средневековым по духу и церковным по форме. Тем не менее оно не было ни в упадке, ни в застое: оно создавало высокие эстетические ценности, выражая и думы, и скорбь, и надежды народа. Ренессансным же в смысле утверждения новых эстетических идеалов и новых форм оно не могло быть. Только в эпоху Петра I для этого появились реальные общественные предпосылки. Но так как общая мировая обстановка в XVIII в. уже коренным образом изменилась (мировые связи усилились, вследствие чего никакая национальная культура уже не могла развиваться сама в себе, вне общения и влияния других, да и сама предшествующая история России наложила на нее особый отпечаток), то облик русского искусства петровской эпохи ничем не напоминал Возрождение XV—XVI вв. в Европе.

Правда, внимательный анализ мог бы и здесь обнаружить сходство некоторых глубинных процессов. Бурная жажда познаний и открытий, охватившая русскую культуру в эпоху Петра, может до известной степени напомнить нам дух раннего Ренессанса.





karelia2010@list.ru
© 2010-2011 Все права защищены.
В случае перепечатки материалов ссылка на
www.karelia2010.ru обязательна!