Туристский форум Карелия-2010 Туристический портал



Содержание:



ГлавнаяЛюди оленьего края ⇒ Пусть моралисты рассказывают басни


Пусть моралисты рассказывают басни

Логика такого закона страны более неумолима, чем сама смерть, и так же неизбежна, как она. Немного найдется людей среди эскимосов, которые в час, когда надо принимать роковое решение, не пытаются в отчаянии избежать ужаса расставания с любимыми, готовящимися умереть. Любовь побеждает логику. Многие семьи погибли оттого, что любовь оказалась сильнее разумного стремления сохранить жизнь не многим, если нельзя сохранить ее всем.

Да, случаи детоубийства здесь бывают. Я видел Утека с его четвертым ребенком, Иноти, и знал, что ни один из первых троих детей не дожил и до года. Я видел, с какой любовью относился Утек к своему сыну, видел безумное отчаяние, переполнявшее этого человека, когда опасность угрожала его ребенку. И мне трудно думать о том, что чувствовал Утек, когда на его руках умирали первые дети, а он ничего не мог сделать для их спасения.

Пусть моралисты рассказывают свои басни тем, кто представляет себе эскимосов дикарями, зверьми, уничтожающими собственных детей. Пусть они проповедуют любовь «белого» человека, которая должна быть внедрена в «черные», дикие сердца эскимосов. Но им не следует пытаться преподносить свою ханжескую стряпню Утеку и другим людям его народа, ведь эскимосы понимают, что значит помогать смерти делать свое дело.

Есть такое место на широких равнинах, которое называется Озером Мертвого Ребенка. На мысе, вдающемся в это озеро, сложена небольшая пирамида из камней. И через щели между ними вы можете увидеть тонкие детские косточки, а на могиле – полусгнившие остатки многих вещиц – одежды из лучших оленьих шкур, подарки в виде кусков мяса, игрушек, вырезанных из дерева, детских камиксов, сшитых с большой заботой. Все это вещи, нужные для живых – или для мертвых.

История этой могилы связана с семьей из трех человек, которая жила у этого озера зимой, много лет назад. Однажды отца свалила странная болезнь, помешавшая ему завершить осеннюю охоту и запасти достаточно мяса на зиму. А тут налетела снежная буря. Семья стала голодать. Пришлось съесть собак. В конце концов жена поняла, что спасение зависит от того, сможет ли она проделать по зимней тундре десятидневный путь пешком, чтобы добраться до своих родственников.

О том, что пришлось передумать этой женщине, когда она приняла такое решение, рассказчики не говорят. Она знала, что должна идти одна, что не сможет взять с собой ребенка. Но знала и то, что не может оставить его здесь, так как муж ее был слишком болен, чтобы заботиться о нем, да ему все равно и нечем было кормить грудного младенца. Ничего не рассказывают о переживаниях этой женщины, но сообщают о том, как она покинула стойбище, когда решила идти. Последние крохи еды она оставила возле мужа, а младенца зарыла в снег.

Почти две недели пришлось ей добираться до иглу своих родных, и пять дней из них она шла в снежную бурю. Около ста миль прошла она без еды, но все-таки добралась до цели. Через несколько дней на собачьей упряжке своего брата она вернулась к берегам озера. Ее больной муж был спасен. В последующие годы у них родилось много детей, и некоторые из них живы до сих пор. Но каждый год, до самой своей смерти, жена и муж в первые дни весны возвращались к тому далекому озеру и клали новую одежду, еду и игрушки на могилу своего первенца.

Эта история говорит о том, что в стране эскимосов детоубийство существует.





karelia2010@list.ru
© 2010-2011 Все права защищены.
В случае перепечатки материалов ссылка на
www.karelia2010.ru обязательна!