Туристский форум Карелия-2010 Туристический портал



Содержание:



ГлавнаяЛюди оленьего края ⇒ Детоубийство в среде эскимосов


Детоубийство в среде эскимосов

Детоубийство в среде эскимосов – вот еще один излюбленный «аргумент» миссионеров и изъезженный конек журналистов, падких на сенсации. В том-то и состоит трагедия, что убийство детей случается и будет происходить до тех пор, пока в нем есть необходимость. В том-то и дело, что временами появляется такая печальная необходимость, и никакими словами этого не изменить; что бы мы ни внушали эскимосам, ничто не поможет.

Необходимость решиться на убийство детей – самое страшное, что может постигнуть эскимоса, ибо все эскимосы – а ихалмюты в особенности – самоотверженно любят своих детей. Их дети видят больше ласки, к ним относятся с большей терпимостью и добротой, чем где-либо у нас. Иметь детей и воспитать их, поставить на ноги – мечта для эскимосов еще более желанная, чем для нас, потому что эскимосы намного ближе к первобытному стремлению воссоздавать себе подобных. Но несмотря на всю любовь к потомству, несмотря на страстное желание видеть детей – кровь крови своей – взрослыми, бывают времена, когда родителями руководят другие побуждения.

Для того чтобы понять, что в действительности означает в этих краях детоубийство, нужно прежде всего понять следующее: в тяжелых условиях существования человеческая жизнь в этих краях ценится соответственно строго определенной системе приоритета, которая может показаться бессердечной нам, людям, могущим позволить себе противопоставить сентиментальность реальности. Неписаный закон жизни в Барренс ставит на первое место по ценности мужчину, охотника, как самого необходимого члена семьи. Он добывает средства к жизни, и случись ему умереть, не так уж много значит, выживут ли остальные члены семьи, ибо все равно без главы семьи они долго протянуть не смогут.

За главой семьи следует его жена. Если жен несколько, то приоритет за самой младшей из них. Она обеспечит продолжение рода. Но даже она не является незаменимой, так как в этой стране, где мужчины часто гибнут, добывая средства к жизни, наблюдается избыток женщин. Старые жены быстро утрачивают первенствующую роль, ибо становятся неспособными к деторождению и ничем не могут содействовать увеличению рода.

После отца и матери наибольшую ценность представляют дети. Жестоко ставить детей на третье место, но родители тут не виноваты. Это тяжелее отражается на них, чем на детях. Сыновья и дочери могут родиться вновь, и таким образом потеря ребенка трагична только потому, что каждой матери и каждому отцу тяжело терять ребенка. Однако, пока женщины способны к зачатию, а мужчины к оплодотворению, род может продолжаться.

Старики располагаются на самой нижней ступени этой своеобразной лестницы. Мужчины, которые уже не в силах владеть оружием, и женщины, потерявшие способность рожать детей, живут под страхом смерти. Когда в стойбище эскимосов приходит время выбирать между жизнью и смертью, когда голод означает приближение гибели, тогда старики должны быть готовы погибнуть первыми, готовы добровольно искать смерти, чтобы остальные члены семьи могли еще немного пожить. Старики здесь редко умирают естественной смертью, чаще всего они кончают самоубийством. Мы осуждаем самоубийство, но в условиях жизни эскимосов это великая и героическая жертва, ибо как раз старые люди больше всего боятся смерти, им тяжелее других умирать. Столь спокойное и хладнокровное описание того, как оценивается жизнь мужчин, женщин и детей, кажется чем-то жестоким и неестественным. Но тут ничего не поделаешь. Кто сможет заботиться о беспомощных стариках, если умрут их сыновья и дочери? Никто, кроме волков. Кто позаботится о грудном ребенке, если умрет его мать? Лишь ветер да снег. Чем станет женщина кормить семью, если она лишится мужчины, добывающего оленье мясо на пропитание? Разве только слезами и горькими причитаниями...





karelia2010@list.ru
© 2010-2011 Все права защищены.
В случае перепечатки материалов ссылка на
www.karelia2010.ru обязательна!