Туристский форум Карелия-2010 Туристический портал



Содержание:



ГлавнаяЛюди оленьего края ⇒ Создание в Барренс оленеводческих хозяйств


Создание в Барренс оленеводческих хозяйств

Зато другие выводы автора заслуживают пристального внимания и говорят о его глубоком и всестороннем изучении проблемы, которую он затрагивает. Среди них особенно интересно заключение Моуэта о том, что отношение к отсталым народностям не может строиться на основах благотворительности.

«Мы обязаны избавить эскимосов и индейцев, – пишет он, – от голода... Благотворительность обычно играет роковую роль в жизни людей, стоящих на низких ступенях развития, – впрочем, это относится и к цивилизованным. Безвозмездные дары приводят к зависимости, которая нередко бывает смертельна, ибо коренные жители северных краев... полагают, будто мы так богаты, что можем постоянно давать им все нужные продукты и товары и тем самым навсегда избавить их от необходимости прилагать усилия, чтобы прокормиться... Нет, мы не должны давать им «продовольствие». Мы должны предоставить им средства для добывания продуктов питания, которые может дать их собственная земля». Эта мысль о вреде, приносимом созданием у слаборазвитых народностей иждивенческих настроений, порождающих в свою очередь расслабление энергии, утрату жизнестойкости, деморализацию, представляется глубоко верной и существенной.

Далее следует отметить выдвигаемый Моуэтом план создания в Барренс оленеводческих хозяйств. Он предлагает воспользоваться опытом Европы, завезти из Норвегии северных оленей и затем помочь эскимосам в их акклиматизации и разведении. Русского читателя, вероятно, несколько удивило отсутствие в книге Моуэта каких-либо ссылок на наш многолетний опыт, который, если и не является исчерпывающим, позволил, однако, накопить ценнейшие сведения для дальнейшего развития оленеводства. Возможно, что тут сказалась боязнь автора повредить упоминанием о достижениях России своей апелляции к правительству и общественному мнению Канады о спасении остатков коренных жителей Барренс. Путь приобщения отсталых народностей севера к современной культуре, путь их дальнейшего развития лежит именно через этот переход от жизни охотника, существующего сезонной охотой во время оленьих миграций, к жизни оленевода, как бы сохраняющего на первых порах привычный образ жизни, но одновременно поднимающегося на более высокую ступень цивилизации. Таким образом, оленеводство представляет собой необходимую промежуточную фазу, оно ограждает народности, ведущие жизнь кочевников-охотников, от чрезмерно резкого изменения их диеты, бытовой обстановки, характера трудовой деятельности и от чересчур радикальной ломки вековых обычаев, навыков и психологии.





karelia2010@list.ru
© 2010-2011 Все права защищены.
В случае перепечатки материалов ссылка на
www.karelia2010.ru обязательна!