Туристский форум Карелия-2010 Туристический портал



Содержание:



ГлавнаяЛюди оленьего края ⇒ Послесловие


Послесловие

Щеголихи равнодушно отворачиваются от самых пушистых, самых белых шкурок песца, разложенных перед ними на прилавках роскошных меховых магазинов столиц и больших городов Западной Европы и Нового Света. Им нужны выдра, ондатра, выхухоль – что угодно, но не этот мех, который «больше никто не носит». Песец вышел из моды...

Кто обратит внимание на такое незначащее обстоятельство? Мало ли что вдруг и непостижимо входит в моду, сводит с ума ее убежденных жриц, чтобы столь же внезапно кануть в небытие и стать достоянием старины, всегда слегка чудаковатой! Носили же модницы прошлого столетия черепашку, прикрепив ее к корсажу золотой цепочкой! Превратила ведь мода в начале нынешнего века оперенье на груди глухаря в предмет, едва ли не более ценный, чем роскошные перья страуса!

Но вот модницы перестали покупать песцовый мех и... обрекли на вымирание маленькое племя ихалмютов в полулегендарной заполярной стране, о которой им и слышать не приходилось. Залежавшиеся на складе меховой компании шкурки песца обусловили трагедию северного племени – таковы логика и закономерности порядков, описанных автором прочитанной нами книги.

С горьким и тяжелым чувством перевернет читатель ее последнюю страницу, подавленный бессмысленной жестокостью судьбы, уготованной маленькому и беззащитному племени ихалмютов «просвещенными» канадскими цивилизаторами. Нельзя без волнения и негодования читать про то, как легкомысленно и с каким пренебрежением к их жизням и будущему распорядились «белые» промышленники судьбой ихалмютов: понадобились ихалмюты – и их оторвали от привычного уклада жизни, соблазнили обманчивыми благами, подчинили эгоистическим интересам «белых»; миновала надобность – и их бросили на произвол судьбы, покинули, даже не подумав как-то ее устроить.

Нет нужды пересказывать здесь содержание прочитанной книги. Важно отметить, как честно и мужественно, с какой беспощадной откровенностью поведал Моуэт скорбную историю вымершего эскимосского племени ихалмютов, начиная от первых контактов с «белыми» торговцами и до его собственной поездки по «стране мертвых».

Пером автора руководили желание как можно вернее описать все, что ему довелось лично увидеть и услышать во время своих путешествий по безлюдным тундрам Барренс, забота о скрупулезной документальной точности сообщаемых им сведений, растерянность и скорбь честного и гуманного человека, перед которым вдруг открывается жестокая и преступная сущность политики и действий, выдаваемых за просветительство, миссионерскую деятельность и приобщение «малых сил» к спасительной и всеправой цивилизации «белых». Написанная с таких позиций, книга приобрела силу и звучание разоблачения: оказывается, политика эксплуатации коренного населения канадскими меховщиками настолько схожа с тем, что во все времена проделывали колонизаторы во всех странах света, встречая жителей, технически хуже вооруженных, чем они, что читатель невольно обобщает трагическую судьбу ихалмютов, распространяя ее как на аборигенов Тасмании и Северной Америки, древних инков, ацтеков, так и на жертв современного колониализма, хотя методы, к которым прибегали пришельцы, в зависимости от обстановки, существенно различались. Этот широко разоблачительный характер документальной книги Моуэта обусловливает силу впечатления, которое она производит на читателя.

Однако автор не только свидетельствует; он перед лицом совершенного непоправимого зла ищет выход, стремится найти способы предотвратить повторение его в будущем, обезопасить от него малые народности, находящиеся еще на низкой ступени развития. Наряду с очень дельными рекомендациями проскальзывают и несколько скороспелые, недостаточно продуманные выводы. Но читатель вряд ли поставит их в вину автору, озабоченному лишь одним – как предотвратить гибель остатков сохранившихся северных племен, неспособных выстоять при соприкосновении с «белой» цивилизацией.

Под таким углом зрения следует рассматривать рассказы автора об идеальном устроении судьбы гренландских эскимосов. Принятые датским правительством меры для ограждения их от мертвящей хватки торгашей рисуются Моуэту панацеей от непосредственных бед, какие принесли жителям Барренс канадские предприниматели. В глазах Моуэта, может быть недостаточно зорких, чтобы увидеть, что кардинальное улучшение жизни ихалмютов может принести только изменение общественной структуры, и это – недостижимая мечта...





karelia2010@list.ru
© 2010-2011 Все права защищены.
В случае перепечатки материалов ссылка на
www.karelia2010.ru обязательна!