Туристский форум Карелия-2010 Туристический портал



Содержание:





Шаманы

Невозможно рассказывать о духах и дьяволах ихалмютов, не говоря в то же время о шаманах. Эти посвященные в таинства люди – главные защитники своих соплеменников от злых духов, и поэтому они должны быть особенно сильны и хорошо вооружены. Как правило, это наиболее умные, смышленые представители каждого поколения, авторитетные в любых вопросах, относящихся к сверхъестественным явлениям. Они не колдуны, как пытаются уверить нас многие миссионеры, так как по крайней мере среди ихалмютов они (за исключением Какуми) не делают зла, а стремятся помочь своему народу. Особой самоуверенностью они обычно не отличаются. Они не утверждают, что могут обеспечить удачную охоту, поскольку ихалмюты считают всех животных наделенными даром свободной воли и верят, что на них не влияют желания ни людей, ни богов. Шаманы не претендуют и на то, что они в состоянии управлять погодой, так как это дело Кайлы, а ведь всем известно, что не в обычаях Кайлы терпеливо прислушиваться к просьбам людей.

Однако шаманы могут помогать в решении частных проблем, и они делают это. Впадая в состояние транса и советуясь со своими торнрайтами, шаманы могут сказать, следует предпринимать опасное зимнее путешествие или нет. Нередко им удается облегчить страдания человека, занемогшего от загадочной болезни, или дать советы по поводу всякого рода домашних и других практических вопросов. В этом сила шаманов, так как благодаря опыту и уму они могут существенно помочь своим соплеменникам независимо от того, какими средствами добиваются они цели – сверхъестественными или самыми обыкновенными. В то же время они редко бывают столь всесильными, чтобы резко выделяться среди остальных ихалмютов. Здесь не любят людей, обладающих чересчур большим искусством или могуществом; это относится даже к шаманам, которые существуют для того, чтобы служить людям, а не для того, чтобы управлять ими.

Экстаз шамана составляет психологический фон, существенный для каждой религии, и даже в глазах скептически настроенного «белого» человека он выглядит порой внушительно. Зрелище экстаза содержит минимум пантомимы и сценического оформления. Люди сидят кружком на полу в палатке. Шаман берет свой бубен и с полузакрытыми глазами, волоча ноги, движется по кругу, напевая песню на древнем шаманском языке. Аудитория подпевает, как это делается во время танцев под бубен, но значительно тише.

Наконец звон бубна прерывается; шаман как подкошенный валится на пол, и на несколько минут наступает полнейшая тишина. Потом можно услышать голоса. Голосу шамана вторит голос его торнрака – странный, жуткий звук, который, кажется, не может исторгнуть человеческое горло.

Пробуждение шамана от транса происходит иной раз чрезвычайно бурно. Он вскакивает на ноги, одержимый совершенно необъяснимой физической силой. В этот момент и полдюжины человек не могли бы удержать его; он может прорваться сквозь стенку палатки и исчезнуть в темноте, а затем вернуться окровавленным и в последней степени изнеможения. Шаману, выходящему из транса, случается нанести себе телесное повреждение, которое было бы роковым для обыкновенного человека. Однако у шамана такие раны всегда заживают.

Но далеко не всегда пробуждение шамана происходит бурно и сопровождается кровопролитием. В большинстве случаев шаман спокойно приходит в себя и так же спокойно сообщает аудитории, что он видел и слышал. Если в стойбище приключилась беда, шаман может сказать, что торнрак поведал ему: кто-то нарушил табу. Тогда происходит массовое исповедание. Все присутствующие признаются в совершенных ими грехах и тем самым облегчают свою совесть.





karelia2010@list.ru
© 2010-2011 Все права защищены.
В случае перепечатки материалов ссылка на
www.karelia2010.ru обязательна!