Туристский форум Карелия-2010 Туристический портал



Содержание:



ГлавнаяЛюди оленьего края ⇒ Духи и дьяволы


Духи и дьяволы

Теперь пора рассказать о духах и дьяволах, которые населяют страну Барренс наравне с людьми и оленями, ведь после открытия нами безымянного озера духи и дьяволы заняли немаловажное место в наших приключениях.

В краю ихалмютов «закон» управляет и социальной и духовной жизнью человека и применяется с одинаковой силой не только к абсолютно реальным вещам, но и к сверхъестественным абстракциям. Есть лишь один «закон» для людей и для призрачных существ, имя которым легион. Эти «иные существа» столь многочисленны и разнообразны, что ихалмюты не знают их всех по именам и даже по описаниям и едва ли могут судить о силе тех духов, которые им известны. Отсюда следует, что человек должен чрезвычайно тщательно соблюдать даже самые мелкие требования «закона», который один только может защитить людей как от ведомого, так и от неведомого.

Именно через тонкую сетку «закона жизни» сумел я получить кое-какое представление об иерархии в потустороннем мире ихалмютов. Моим главным учителем был Какуми, а он-то знал, о чем говорил, поскольку сам был тесно связан со многими духами. Он весьма охотно беседовал со мной о таких вещах, как, впрочем, и все другие ихалмюты, – возможно, просто не зная, что подобные верования не приняты у «белых» людей и следовало бы скрывать их от нас.

На самом верху иерархической лестницы потусторонних, в понимании эскимосов, существ стоят те стихийные силы природы, которые лишены конкретных форм. Возглавляет их Кайла, бог погоды и небес. Кайла – творец и, следовательно, высшее божество ихалмютов. Он стоит особняком, как и положено могущественнейшему божеству, и человек по сравнению с ним не более чем былинка у его ног. От тех, кого он создал, Кайла не требует ни самоуничижения, ни поклонения. Кайла – справедливый бог, ибо он олицетворяет собой все, что произвели силы природы, а природа совершенно беспристрастна и потому не может быть несправедливой.

Обращаться к Кайле разрешается, однако нет полной уверенности в том, что он услышит и отзовется на просьбы, произносимые людскими голосами, которые для него не более, чем комариный писк. Бескорыстие и обособленность этого бога оттеняют величие его могущества. Кайла не просто создание человеческого воображения, обусловленное прихотями и причудами человеческого ума. В глазах ихалмютов Кайла есть сама сущность всего. О Кайле говорят без страха и без любви. Кайла существует – и этого достаточно. Любые деяния людей заботят его не больше, чем ползанье муравьев во мху. Кайла не представляет собой некой моральной силы – ихалмюты не нуждаются в духовном судье, исполняющем законы морали. Кайла – это воплощение сущностей. Он – ветер над равнинами, он – само небо и блеск молний, он движет водами и падением снегов. Он ничто, и он все.

Из-за такой расплывчатости характеристики Кайлы чужеземцу трудно понять, что же: представляет собой главное божество у ихалмютов, однако другие божества, связываемые с Кайлой, более доступны нашему пониманию. Из них самое важное значение имеют Хекеньюк – солнце и Тактик – луна. Оба они реальны в том же смысле, в каком реален и мир, и случалось, что шаманы, доведя себя до состояния транса, считали, что они на луне, и обнаруживали там нечто похожее на страну Бар-ренс.

Однако, хотя Хекеньюк и Тактик существуют реально, они одновременно и первобытные силы – проявления Кайлы. Эта дуалистическая концепция и объясняет притчу о том, как волк амоу освободил Хекеньюка из плена в глубинах земли; и эту притчу не труднее примирить с современной религиозной мыслью, чем сказание об Адаме и Еве. В самом деле, большинство спиритических поверий, черпаемых этнографами из фольклора коренных народов, является не чем иным, как притчами. Об этом стоит вспомнить, когда мы выносим скороспелые поверхностные суждения о религиях «туземцев».





karelia2010@list.ru
© 2010-2011 Все права защищены.
В случае перепечатки материалов ссылка на
www.karelia2010.ru обязательна!