Туристский форум Карелия-2010 Туристический портал



Содержание:



ГлавнаяЛюди оленьего края ⇒ С берегов внутреннего моря


С берегов внутреннего моря

И в последующие дни нашего пребывания в районе Ангкунн мы не обнаружили никаких признаков оленей. Пока мы с нетерпением ждали их, я воспользовался ветреными днями для исследования высокого плато к северу от озера и во многих местах между округлыми каменистыми холмами нашел следы погибших людей. Как-то я подобрал деревянный обломок странной формы, и, когда попросил Охото объяснить мне, что это такое, он ответил, что это обломок самострела.

Я был поражен. Насколько я знал, эскимосы никогда не пользовались этим оружием. Я расспросил Охото более подробно, и он рассказал, что ихалмюты прежних поколений изготавливали самострелы из отростков рога мускусного овцебыка и широко применяли их для охоты на оленей. Обломки стрелы, найденные мною на берегу озера Ангкуни, подтверждали сказанное Охото, да и в настоящее время ихалмюты иногда делают из ели самострелы для детей, которые бьют из них белых куропаток и мелких зверьков.

Не могло быть сомнения в том, что самострелы существуют так же давно, как и этот народ. Но где же ихалмюты научились делать такое оружие? В далеких степях Азии? Если так, то почему оно сохранилось только у ихалмютов, а другие эскимосские племена забыли искусство изготовления самострелов?

Древняя история ихалмютов окутана тайной, однако легенда об их происхождении, поведанная мне Охото, проливала некоторый свет на этот секрет. Любопытное упоминание им «внутреннего моря», около которого жила первая женщина, по всей вероятности, относится к реально существующему внутреннему водному бассейну, известному под названием Большого Медвежьего озера. Многое в фольклоре ихалмютов указывает на то, что некогда район этого озера был местом их поселения, и ничто не свидетельствует о том, что обитатели страны Барренс когда-либо жили на океанском побережье. Вся передаваемая из уст в уста история ихалмютов – это история народа, у которого нет и малейшего воспоминания о жизни где-либо возле соленых вод. Язык и обычаи населения, живущего внутри страны, дают дополнительные доказательства того, что протоэскимосская народность в далекой древности раскололась, ибо почти все религиозные и обрядовые запреты ихалмютов относятся к материковой культуре, основанной исключительно на культе оленей; и язык их также значительно отличается от языка приморских народностей. Дело не только в мелких различиях: в языке ихалмютов нет как раз тех слов, которые связаны с понятием о море.

Кнуд Расмуссен, руководитель полярной экспедиции Туле 1921–1924 годов, был первым «белым», предположившим вероятное значение этих различий между приморскими эскимосами и обитателями равнин. Расмуссен проделал недолгий путь вверх по Реке Людей, от ее устья у озера Бейкер, и обнаружил группу бывших жителей океанского побережья, которые соединились с остатками обитателей внутренних районов, бежавших к северу от эпидемии, и ассимилировались с ними. Фольклор этой смешанной группы носил преимущественно прибрежный характер, но в повседневном обиходе преобладали обычаи жителей равнин. Однако Расмуссен, который был наблюдательным человеком, заметил у этих людей признаки необыкновенно древней расы, которые отсутствуют у всех других иннуитов. В результате своего краткого контакта с этой группой эскимосов он заключил, что они представляют собой последнее уцелевшее звено протоэскимосского корня, от которого произошли все современные эскимосы. Однако Расмуссен не встречался с ихалмютами и даже не подозревал об их существовании.

Позвольте мне вернуться к незаполненным страницам истории, которая никогда не будет написана, и рассказать вам о том, как я объяснил бы появление самострела на холмах близ озера Ангкуни.

Когда-то в давно забытые времена, за тысячи лет до нашей эры, новое передвижение внутри постоянно кочевавших племен северовосточной Азии оказало сильное давление на племена, обитавшие на одном из восточных полуостровов Сибири. Это давление было медленным, но не ослабевало, и те племена, которые впоследствии стали предками иннуитов, были вынуждены уходить к северу и к востоку. Часть из них осела, вероятно, на арктическом побережье Сибири; там до сих пор живет народность – чукчи, – очень похожая на наших прибрежных эскимосов.

Однако та часть теснимых азиатов, которая все время двигалась на восток, в конце концов оказалась на сужающейся полоске суши, окруженной с трех сторон морем. Очень вероятно, что тогда существовал перешеек, соединявший Сибирь с Северной Америкой, но это не имеет особого значения, так как наверняка существовала цепь островков, пересекавших Берингов пролив, и было нетрудно, как и сейчас, переправиться на Аляску по этим островам. Усилившееся давление из Сибири заставило беженцев пересечь пролив, разделяющий два континента.

На землях Аляски, вероятно, уже обитали предки индейцев а ее побережье могло быть заселено выходцами из Азии, которые еще ранее были вытеснены с берегов Сибири; в их среде возникла прибрежная культура, и они распространились далее на восток. Пришельцы были вынуждены, таким образом, продвигаться в глубь страны до тех пор, пока не дошли до свободных земель. Очевидно, они пробирались через пустынный хребет Брукса в северной Аляске – по чертовски негостеприимным краям, – пока не достигли равнин у Большого Медвежьего озера. Эти холмистые равнины, видимо, напоминали вновь прибывшим родину, так как тундра к северу и востоку от Большого Медвежьего озера очень похожа на северные безлесные степи Сибири. Здесь пришельцы с запада, наверно, встретили знакомый им мир скал, озерных болот и лишайников. Но, надо полагать, им был не чужд не только ландшафт, но и животный мир. Белый песец, пеструшка и волк, как и многие другие животные, совершенно идентичны в Сибири и в северной Канаде. Что же касается оленей, почти наверняка можно сказать – в те далекие времена стада диких северных оленей еще скитались по равнинам Азии, точно так же как их близкие родственники, канадские олени карибу, бродили по равнинам Северной Америки. Поэтому пришельцам нетрудно было приспособиться к жизни в новых условиях. Естественно, они использовали то же оружие и почти те же приемы охоты на оленей, которые приобрели в Азии, и самострелы завезены сюда именно с этого континента, являющегося их родиной.





karelia2010@list.ru
© 2010-2011 Все права защищены.
В случае перепечатки материалов ссылка на
www.karelia2010.ru обязательна!