Туристский форум Карелия-2010 Туристический портал



Содержание:



ГлавнаяЛюди оленьего края ⇒ Чтобы сохранить жизнь живым


Чтобы сохранить жизнь живым

К сожалению, каннибализм, как и детоубийство, действительно иногда имеет здесь место. Но если можно назвать преступлением случай, когда съедают мертвого, чтобы сохранить жизнь живым, то одинаково виноваты в этом преступлении и наша, и любая другая нация. Многие участники арктических экспедиций, состоящих из «белых», познали те же ужасные нужды, которые хорошо ведомы эскимосам, и немалое число из них спасло себе жизнь за счет погибших. И в то же время, обвиняя в людоедстве другие народы, мы оправдываем тех из «цивилизованных» путешественников, которые вынуждены были прибегнуть к тому же, и даже считаем их поступки вершиной мужества, ибо далеко не каждый из нас в состоянии заставить себя есть человеческое мясо.

Я говорил с одной старой женщиной, которая живет сейчас недалеко от побережья. В юности ей пришлось перенести ужасную зиму и съесть трупы родителей, умерших от голода. Хотя с тех пор прошло уже тридцать лет, она не в силах забыть об этом. И все ее соплеменники, слышавшие об этой ужасной истории, жалеют старушку, заботятся о ней, помогают чем только могут. Сама она все эти три десятилетия не может оправиться от нервного потрясения, сердцем она мертва.

Итак, случаи людоедства есть, но они редки. Удивительно как раз то, что они такие редкие и что убийств ради того, чтобы съесть человека, не бывает. И нет никакого сомнения, что у ихалмютов людоедство вызывает такое же отвращение, как и у нас. Разница состоит в том, что они иногда вынуждены к нему прибегать, а мы от этого избавлены.

Я упомянул уже о многих «преступлениях», в которых эскимосов как расу обвиняют те, кто ищет оправдания своему вмешательству в их жизнь и дела. Ихалмюты, на которых тоже ложатся эти проклятия, собственно говоря, обыкновенные люди, их так же, как всех людей, нельзя назвать непогрешимыми. Поэтому и у них бывают нарушения законов, случаются и преступления; ибо ни один народ не может быть полностью застрахован от преступлений. Но в Барренс есть определенные силы, контролируемые народом и руководящие действиями людей, и эти силы сводят нарушение законов к минимуму. Понять, какие это силы, – значит понять, почему ихалмюты не нуждаются в наших законах, чтобы обеспечить сохранность своего образа жизни.

У ихалмютов не существует совершенно никакой внутренней организации, которая осуществляла бы власть над народом. Ни один человек, ни одна группа людей не обладают здесь властью, кроме власти магической. Нет никаких советов старейшин, нет полицейских. Нет никаких правящих органов, и в строгом смысле слова можно сказать, что ихалмюты существуют в состоянии анархии, так как у них нет даже твердого свода законов.

И все же они живут в дружбе, и весь секрет этого заключается в их коллективных усилиях, ограниченных лишь пределами человеческой воли и стойкости. Это не слепое, не диктуемое страхом повиновение. Скорее, это разумное подчинение простым законам и обычаям, которые имеют смысл для тех, кто должен жить в соответствии с этими законами.

Время от времени кое-кто может сознательно переступить границы неписаных законов, скажем, отказаться поделить добытое оленье мясо с менее удачливым соседом. Посмотрим, что же тогда произойдет. Может быть, голодающий из мести убьет отказавшего ему в помощи, а потом заберет у него то, в чем нуждается? Ничего подобного. Он обратится за помощью к кому-нибудь другому и никогда ни словом, ни делом не покажет своего гнева или возмущения поступком человека, который остался глух к его просьбе.





karelia2010@list.ru
© 2010-2011 Все права защищены.
В случае перепечатки материалов ссылка на
www.karelia2010.ru обязательна!