Туристский форум Карелия-2010 Туристический портал



Содержание:



ГлавнаяЛюди оленьего края ⇒ В страну Барренс


В страну Барренс

Майским утром 1947 года я сел в поезд, отдавшись целиком той лихорадке, которая давно уже охватила меня. Моя подготовка к путешествию была очень проста. В магазине военных принадлежностей я приобрел комплект старого армейского обмундирования и дешевый спальный мешок. Все мое научное снаряжение состояло из фотоаппарата, бинокля и дюжины фотопленок. Что касается оружия, я прихватил с собой только американский карабин, с которым прошел всю войну.

Мои планы были почти такими же призрачными, как и мое снаряжение. Хотя я знал – с точностью до нескольких тысяч квадратных миль, – куда именно хочу направиться, у меня было лишь смутное представление о том, как туда попасть. Плыть на каноэ по какой-нибудь из рек с юга на север, как это сделал Тиррел, у меня не было возможности, потому что я намеревался странствовать один. Нельзя было думать также о проникновении в заветные равнины и со стороны восточных и северных границ, ибо текущие к морю реки Барренс очень бурные и не дают подняться против течения к их истокам, расположенным высоко на внутреннем плато. А любая попытка проникнуть в пределы страны Барренс с запада заранее исключалась из-за непомерно больших расстояний.

Но когда в южных районах началась весна, у меня уже не осталось времени на размышления. Итак, утром в один из майских дней я купил билет до Черчилля – единственного известного мне в Арктике пункта. Черчилль находится на краю северных равнин, и я надеялся, прибыв туда, найти какой-либо способ совершить путешествие во внутреннюю часть этой таинственной страны.

И опять, как двенадцать лет назад, поезд проследовал через Виннипег и Те-Пас, и опять я увидел белые мильные знаки, которые подобно часовым охраняли узкую просеку, прорезавшую лесные массивы в северном направлении. Затем «болотный экспресс» достиг 512-й мили, и мы прибыли в Черчилль. Здесь мы словно окунулись в серый промозглый туман, он сплошной пеленой закрывал поселок, еще по-зимнему стылый и промерзший. При виде этих знакомых мест на меня нахлынули давние воспоминания детства, и какое-то время я недвижно простоял на ветру, дрожа от холода. Однако суровая действительность заставила меня довольно быстро очнуться от задумчивости.

Порт Черчилль – это жалкое скопище покосившихся лачуг, наполовину занесенных снегом. Грязные сугробы плотно навалились на стены горбатых, золотушных хибарок. Ледяной туман, надвинувшийся со стороны Гудзонова залива, постарался сделать все, чтобы прикрыть и смягчить уродство бетонного корпуса огромного элеватора – единственного сооружения, которое оправдывает существование Черчилля. Номинально Черчилль считается океанским портом, хотя только наиболее отважные капитаны грузовых судов, да и то лишь в короткий промежуток времени, длящийся всего несколько недель в году, осмеливаются заплывать в Гудзонов пролив, чтобы войти в залив и принять грузы. Во всяком случае, в мае 1947 года этот «океанский порт» находился почти вне сферы активной человеческой деятельности.

Вскинув на плечо свой вещевой мешок, я побрел по замерзшей колее единственной в Черчилле улицы. Вскоре я разыскал пивную и расположился в уютном уголке возле печки. Угрюмый трактирщик принес мне бутылку дешевого эля, однако не подал стакана. Потягивая разбавленный напиток, я рассматривал через грязное окно безжизненную груду покрытых ржавчиной котлов, вышедших из строя небольших двигателей и какого-то железного лома. Меня занимал вопрос: как же, черт побери, мне удастся выбраться из этих залежей, олицетворяющих несбывшиеся желания, и попасть в страну Барренс. Я снова заказал эля, но мне показалось, что он был разбавлен еще жиже – если это вообще было возможно, – и настроение у меня совсем испортилось.

Но вот с треском распахнулась дверь, и в пивную ввалился огромный скандинав. Как только он увидел меня, глаза его радостно заблестели, и через мгновение от неприветливой атмосферы Черчилля словно и следа не осталось.

– Значит, ты вернулся! – заревел он. – Ну вот! Я так и думал, что тебя еще сюда потянет!

Это был Джон Ингербритсон. В последний раз я видел его, когда мне было пятнадцать лет и я отправился осмотреть его корабль в порту Черчилль. Еще за много лет до этого, когда Джон жил в Те-Пасе, он, как истый норвежец, не мог преодолеть своей тяги к морю и, хотя жил в пятистах милях от побережья, на своем дворе построил морское судно. А когда его сорокафутовый «Отто Свердруп» был построен, судно погрузили на платформу и повезли на север, к морю. История этого корабля – целая норвежская сага, начало которой было положено в тот момент, когда Джон объявил о своем намерении ловить рыбу в предательских водах Гудзонова залива. Ученые заверяли его, что в этом заливе не водится никакой съедобной рыбы, но Джон все-таки стал забрасывать свои сети и каждую неделю доставлял на рынок далекого Виннипега отличный улов. Успех объяснялся тем, что Джон, хотя и мало смыслил в науке, был прирожденным рыбаком.

После того как мы поделились воспоминаниями о прошлом, Джон повел меня к себе домой, в сверкающий чистотой особнячок, где миссис Ингербритсон угостила меня отличным обедом.

За чашкой кофе в обществе обоих супругов и их юркого отпрыска я объяснил, почему вернулся в Черчилль и куда намереваюсь отправиться. Джон посоветовал мне нанять самолет, но я засомневался: во-первых, стоимость арктического перелета могла оказаться мне не по карману, во-вторых, пилоту нужно будет точно указать пункт приземления, а я и сам не имел о нем понятия.

Во время нашей беседы в комнату тихо вошел высокий темноглазый молодой человек. Он был представлен мне как Джонни Бурассо, бывший пилот-разведчик военно-воздушных сил Великобритании. Он совмещал обязанности командира и экипажа устаревшего двухмоторного «Энсона», на котором совершал невероятные перелеты с грузами, что давало ему возможность кое-как сводить концы с концами. Бурассо оказался сразу же втянутым в дискуссию. Были извлечены географические карты, и мы углубились в них.





karelia2010@list.ru
© 2010-2011 Все права защищены.
В случае перепечатки материалов ссылка на
www.karelia2010.ru обязательна!